logo

5.9. Воспитание личности в коллективе

Социалистическая система утверждала ведущую роль коллектива в формировании личности, чем и отличалась от зарубежных систем воспитания. Формирование коллектива стало главной задачей отечественной школы. Потребовались теоретические осмысления для решения проблем. Над ними работали Макаренко, Крупская, Сухомлинский и др. Однако, усилия переделать индивидуальную природу человека были слишком прямолинейными, дело воспитания было доведено до абсурда.

Зрелое представление о воспитании - гармония личного и коллективного. В педагогике коллектив - это объединение учащихся, имеющее ряд признаков:

В официальной структуре школьного коллектива классный коллектив – самое стабильное звено. Здесь протекает основная деятельность школьников - учение. Здесь между школьниками образуются различные связи межличностные отношений. Коллектив учеников удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям: это группа, объединенная социально значимой целью, деятельностью и ее организацией; имеющая выборные органы; отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимозависимостью и демократизмом отношений.

В условиях соблюдения прав человека вопрос об отношениях коллектива и личности становится ключевым. Долгое время считалось, что личность должна подчиняться коллективу. Сейчас ищут новые решения, соответствующие требованиям времени. При этом опираются на философские концепции человека и мировой педагогический опыт.

Наиболее популярны три модели таких отношений:

По первой модели - коллектив поглощает личность, подчиняет ее нормам и традициям своей жизни.

При отсутствии конформизма есть разные пути развития событий:

Мотивы приспосабливаемости различны. Самый распространенный - избегание ненужных осложнений и неприятностей. Бунт против коллектива - редкое явление в наших школах. Побеждает чувство самосохранения.

Идеал отношений - гармония личности и коллектива. Типичная модель таких отношений в недавнем прошлом - сосуществование личности и коллектива. Соблюдались чисто формальные отношения - коллектив по сути таковым не был.

Третья модель может иметь двойственный характер. Это зависит от качеств личности, претендующей на роль лидера.

Процесс развития коллектива педагогически управляем. Управление им осуществляется как два взаимосвязанных процесса:

Объединение воспитательных воздействий в единую систему, дающую непрерывность этих процессов, - важнейшее условие эффективности управления школьным коллективом. Эта интеграция достигается путем:

• усиления ученического самоуправления;

• объединения усилий всех работающих с коллективом.