5.9. Воспитание личности в коллективе
Социалистическая система утверждала ведущую роль коллектива в формировании личности, чем и отличалась от зарубежных систем воспитания. Формирование коллектива стало главной задачей отечественной школы. Потребовались теоретические осмысления для решения проблем. Над ними работали Макаренко, Крупская, Сухомлинский и др. Однако, усилия переделать индивидуальную природу человека были слишком прямолинейными, дело воспитания было доведено до абсурда.
Зрелое представление о воспитании - гармония личного и коллективного. В педагогике коллектив - это объединение учащихся, имеющее ряд признаков:
-
социально значимая общая цель. У любой группы есть цель, очень важна ее направленность. Коллективная цель совпадает с общественными, поддерживается государством, не противоречит его законам;
-
общая организация общественной деятельности. Каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты;
-
отношения ответственной зависимости. Специфические отношения между членами коллектива отражают не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и моральное единство;
-
руководящий выборный орган, установление демократических отношений.
В официальной структуре школьного коллектива классный коллектив – самое стабильное звено. Здесь протекает основная деятельность школьников - учение. Здесь между школьниками образуются различные связи межличностные отношений. Коллектив учеников удовлетворяет всем вышеперечисленным требованиям: это группа, объединенная социально значимой целью, деятельностью и ее организацией; имеющая выборные органы; отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимозависимостью и демократизмом отношений.
В условиях соблюдения прав человека вопрос об отношениях коллектива и личности становится ключевым. Долгое время считалось, что личность должна подчиняться коллективу. Сейчас ищут новые решения, соответствующие требованиям времени. При этом опираются на философские концепции человека и мировой педагогический опыт.
Наиболее популярны три модели таких отношений:
-
конформизм - подчинение коллективу;
-
гармония - оптимальные отношения;
-
нонконформизм - личность подчиняет себе коллектив.
По первой модели - коллектив поглощает личность, подчиняет ее нормам и традициям своей жизни.
При отсутствии конформизма есть разные пути развития событий:
-
внешнее подчинение личности коллективу при сохранении внутренней независимости;
-
открытый бунт личности, конфликт.
Мотивы приспосабливаемости различны. Самый распространенный - избегание ненужных осложнений и неприятностей. Бунт против коллектива - редкое явление в наших школах. Побеждает чувство самосохранения.
Идеал отношений - гармония личности и коллектива. Типичная модель таких отношений в недавнем прошлом - сосуществование личности и коллектива. Соблюдались чисто формальные отношения - коллектив по сути таковым не был.
Третья модель может иметь двойственный характер. Это зависит от качеств личности, претендующей на роль лидера.
Процесс развития коллектива педагогически управляем. Управление им осуществляется как два взаимосвязанных процесса:
-
сбор информации об ученическом коллективе и его членах;
-
организация адекватных его состоянию воздействий для совершенствования самого коллектива.
Объединение воспитательных воздействий в единую систему, дающую непрерывность этих процессов, - важнейшее условие эффективности управления школьным коллективом. Эта интеграция достигается путем:
-
использования комплекса воздействий педагога на коллектив;
-
заботы членов коллектива друг о друге;
-
создания в коллективе ситуаций, положительно влияющих на его отдельных членов;
• усиления ученического самоуправления;
• объединения усилий всех работающих с коллективом.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности