4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
Теоретические основы организации процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики – дидактика (теория обучения). Обучение, преподавание, учение – основные категории дидактики. Одним из самых сложных вопросов этой педагогической науки является определение понятия процесса обучения, поскольку он включает большое количество связей и отношений, множество различных условий и факторов.
Так, по утверждению И. Ф. Харламова, под обучением понимается «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». В то же время процесс обучения рассматривается как:
-
передача человеку определенных знаний, умений и навыков;
-
целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования;
-
процесс деятельности преподавания и учения;
-
процесс познания, управляемый педагогом.
Процесс обучения, по определению В. К. Дьяченко, - это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика. В этом определении акцент переносится не на педагога и на обучающихся как субъектов деятельности, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленную, взаимосвязанную, последовательно развивающуюся деятельность. Обучение в данном определении выступает как деятельность, а процесс обучения - как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми.
Н. В. Борцовская и А. А. Реан рассматривают обучение как способ организации образовательного процесса.
В основе любого вида или типа обучения заложена система - преподавание и учение.
Преподавание - это деятельность педагога, охватывающая:
-
передачу информации;
-
организацию учебно-познавательной деятельности обучающихся;
-
оказание помощи при затруднении в процессе учения;
-
стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся;
-
оценку учебных достижений обучающихся.
Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучающегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Действенность учения предполагает также взаимодействие педагога с обучающимися и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.
Второй составляющей процесса обучения является учение - деятельность обучаемого, предполагающая:
-
освоение, закрепление и применение знаний, умений и навыков;
-
самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценку учебных достижений;
-
осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.
Исходя из содержания преподавания и учения можно выделить следующие компоненты учебной деятельности:
-
овладение системами знаний и оперирование ими;
-
овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения - умениями и навыками;
-
развитие мотивов учения, становление мотивации и уяснение смысла;
-
овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).
При таком подходе процесс обучения представляет собой взаимосвязанную деятельность обучающего (преподавателя), который оказывает влияние на психику обучающихся различными средствами педагогического воздействия. Обучающиеся активно реагируют на его воздействия, овладевая определенными знаниями, навыками и умениями. При этом обе стороны процесса неразрывно связаны и активны.
Преподаватель, излагая в систематизированном виде учебный материал и показывая наиболее целесообразные приемы практической работы, психологически готовит обучаемых к восприятию изучаемого материала, развивает у них познавательный и профессиональный интерес к предмету; совершенствует способности и умение самостоятельно приобретать знания, овладевать профессиональным мастерством; анализирует работу обучающихся и контролирует усвоение знаний, навыков и умений. При решении этого комплекса взаимосвязанных задач преподаватель выступает прежде всего как организатор учебной деятельности. В то же время он выполняет и функцию воспитателя.
О том, как рационально распределить обязанности между преподавателем и обучающимися, очень мудро и поучительно говорил А. Дистервег: «...Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить».
Стержень обучения - познавательная деятельность обучающихся; отражение в их сознании изучаемого материала, творческое использование в практической деятельности соответствующих знаний.
На основании изложенного можно сделать вывод, что сущность процесса обучения состоит в том, что это целеустремленный, систематический, организованный процесс вооружения обучаемых знаниями, навыками, умениями и другими качествами, необходимыми для успешного выполнения ими служебных задач, совершаемый педагогом при сознательном и активном участии обучающихся.
Конечно, в этом определении заложен смысл формирующего обучения, но его следует понимать не как процесс «передачи» готовых знаний от педагога к обучающемуся, а как широкое взаимодействие между ними, предусматривающее развитие личности обучаемого посредством усвоения научных знаний и способов деятельности.
Обучение в образовательном учреждении по своей сущности является социально-педагогическим процессом, обусловленным потребностями нашего государства и общества в хорошо подготовленных специалистах. Уяснение сущности процесса обучения невозможно без комплексного рассмотрения структуры образовательного процесса, детального изучения каждого компонента и их взаимосвязей.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности