logo

4.4. Функции обучения

Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности ученика обуславливают функции обучения:

Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использовании на практике.

Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Наиболее полная реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность.

Конечным результатом реализации образовательной функции являются действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Развивающая функция обучения заключается в том, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Причем развитие происходит во всех направлениях - развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения, по существу, составляет проблему взаимоотношения обучения и развития. Педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важных законов психологии, сформулированный Л. С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие.

Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине "развивающее обучение".

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Воспитывающим фактором является прежде всего содержание образования, хотя не все учебные предметы имеют равный воспитательный потенциал. У гуманитарных и социально-экономических дисциплин он выше. Преподавание философии, истории, психологии и педагогики, культурологии в силу предметного содержания этих областей знания представляет больше возможностей для формирования личности обучаемого. Содержание дисциплин естественнонаучного цикла наряду с гуманитарными предметами в большей мере способствует формированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучающихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Вторым фактором воспитания в процессе обучения является характер общения педагога и обучающихся, психологический климат в аудитории, взаимодействие участников процесса обучения. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения преподавателя является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение к обучающимся, представление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Для того чтобы оказывать воспитывающее воздействие на обучающихся в ходе занятий, преподаватель должен анализировать и отбирать учебный материал, строить процесс обучения и общения так, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации обучающимися, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

Воспитывающий характер обучения - отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях.