3.1.Общая характеристика системы образования
Образование как социокультурный феномен прошло нелегкий путь развития и формирования под влиянием потребностей общества, поскольку оно всегда выполняло важнейшие общественные функции. И в настоящее время в обществе существует понимание необходимости повышать престиж образованности. Происходит осознание того, что от образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития российского общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала государства.
Однако, несмотря на очевидную необходимость и выгоду инвестиций в образование, приоритетными остаются вложения в иные сферы. А это напрямую сказывается на наукоемкости и эффективности производства, конкурентоспособности российских товаров, производительности труда и благосостояния общества. Но самые невосполнимые потери - это потери духовные. В то же время переход общества в качественно новое состояние закономерно сопровождается совершенствованием всех социальных институтов и систем, в том числе системы образования. Утверждаются новые методологические принципы и подходы к развитию системы образования в России.
Среди основных требований к системе образования России можно выделить:
-
выполнение государственного социального заказа на целевую подготовку и повышение квалификации специалистов;
-
реализация требований государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню профессиональной подготовки обучающихся;
-
дифференциация образовательных программ профессиональной ориентации;
-
организация широкой сети образовательных учреждений, способной реализовать потребности в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
-
использование многообразия современных форм и методов обучения, в том числе очно-заочной и дистанционной форм подготовки, экстерната и т. д.;
-
обеспечение высокого качества образовательного процесса и научных исследований в образовательных учреждениях России.
Многие ученые и практики считают, что главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре. Так, Н. В. Бордовская и А. А. Реан отмечают, что, поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материального и духовного достояния человечества, освоение исходных научных положений тоже является обретением культурных ценностей, а культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.
В советский период основные параметры образования определялись идеологией. Сейчас настало время вернуть образование в контекст мировой и национальной культуры, сориентировать его на общечеловеческие ценности, гуманизацию и гуманитаризацию содержания.
Необходимо широкое внедрение современных средств обучения, новых информационных технологий, создание в образовательных учреждениях России, в том числе в системе учебных заведений РАГС, условий для формирования личности, способной к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации
При таком подходе образование можно рассматривать как процесс передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшествующими поколениями. А значит, образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные и прогрессобразующие функции. Среди них обычно выделяют следующие:
1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
-
Образование - это воссоздание в образовательных структурах культурных образцов и норм жизни, опережающих современное состояние общества, проектирующих элементы его культуросообразного устройства.
-
Образование - это процесс социализации человека и преемственности поколений.
-
Образование - это механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства.
-
Образование - это функция развития региональных систем и национальных традиций.
-
Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
7. Образование выступает в качестве реализатора и ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке (Бордовская Н. В., Реан А. А.).
С. В. Кульневич и Т. П. Лакоценина под образованием (от русск. создание образа) понимают процесс создания духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни, в которой создаются внешние и внутренние условия развития субъектов образовательного процесса (студента и педагога) в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры.
Кроме развития образования в контексте культуры существуют и другие методологические подходы к развитию системы образования.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.
В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также как определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы. Это так называемый знание-ориентированный подход к определению сущности содержания образования.
В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности; гуманное отношение к развивающейся личности; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве.
Одной из детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение как интересы общества, так и интересы личности.
Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.
Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.
Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.
Осуществляется оно в процессе деятельности. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности.
Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую педагогическую систему.
Подсистемами последней выступают все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования.
Ведущей (системообразующей) подсистемой в системе образования является общеобразовательная школа.
Виды педагогических систем различаются назначением, особенностями организации и функционирования.
В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы:
• традиционный;
• полуинтернатный (школы с продленным днем);
• интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища…).
Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения:
• гимназии;
• лицеи;
• колледжи и др.
Аналогичные варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования.
К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, техников, туристов и т. п.).
Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.
К ним по праву причисляют педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В А. Сухомлтского, В.А. Караковского.
Иначе нужно подходить к творчеству отдельных педагогов-новаторов, реализующих свои авторские подходы к обучению и воспитанию. Одно Дело, когда педагог творчески воплощает одну или несколько часто не связанных друг с другом идей, и совсем другое - когда педагогический процесс строится на основе оригинальной концепции. В этом случае есть все основания говорить об авторской дидактической или воспитательной системе.
Таковыми являются дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, М.М. Пахмутова, П.Я. Эрдниева и воспитательные системы И. П. Иванова, В.А. Караковского.
Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ.
По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть:
-
государственными;
-
муниципальными;
-
негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
В России к образовательным относятся учреждения следующих типов:
• дошкольные;
-
общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
-
профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);
-
специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;
-
учреждения дополнительного образования;
-
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-
другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Дошкольные образовательные учреждения создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до 6 лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.
К ним относятся:
-
детский сад;
-
детские ясли-сад;
• прогимназия;
• детский развивающий центр и др.
Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями.
Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени:
• I ступень - начальная школа (3-4 года). Призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться;
• II ступень - основная школа (5 лет). Закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Является обязательной;
• III ступень - средняя школа (2-3 года). Обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения; создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества.
Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка:
• детство;
• отрочество;
• юность.
Иные типы образовательных учреждений:
для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;
для подростков с общественно опасным, девиантным поведением, достигших 11-летнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку;
для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;
реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах;
• вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ III ступени.
Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:
• начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Может быть получено в профессионально-технических и иных училищах;
• среднее профессиональное образование - подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах, колледжах) или на I ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования;
• высшее профессиональное образование - подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях - университетах, академиях, институтах, колледжах).
Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Для его получения при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях созданы институты:
• аспирантуры;
• докторантуры;
• ординатуры;
• адъюнктуры.
Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования:
• учреждениях повышения квалификации;
• курсах;
• центрах профессиональной ориентации;
• музыкальных и художественных школах;
• школах искусств;
• домах детского творчества;
• станциях юных техников;
• станциях юных натуралистов и др.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома.
Сеть детских домов в России включает:
-
дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет);
-
смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);
-
детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет).
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности