logo

5.11. Нравственно-психологический образ педагога

Педагог является ключевой фигурой в реформе образования, поэтому темп и характер модернизации образования зависят в первую очередь от педагогических кадров.

В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам.

Содержание профессиональной деятельности педагога составляет его духовная культура. Педагог - прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.

Именно поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога.

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.

Среди них наиболее важными являются следующие:

отношение к обучающимся - установка на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность обучающихся, выявление творческого потенциала каждого ученика;

отношение к организации коллективной деятельности - установка на развитие демократического самоуправления, коллективное творчество, созидание общих дел не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, в том числе и дома, соблюдение традиций и норм коллективной жизни;

отношение педагога к самому себе - установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный ост и самоанализ.

Другие черты личности педагога, особенности его характера и темперамента, интересы и уровень культуры также влияют на его отношение к своему труду.

Основные признаки и черты психолого-педагогической культуры можно подразделить на блоки, отражающие:

• психолого-педагогическую грамотность. Это важнейшее профессиональное требование к доскональному знанию педагогом своего предмета и методики его преподавания;

уровень педагогического мастерства. Обучающиеся ценят в педагоге не только его знания, но и умение донести их в наиболее интересной и доходчивой форме;

степень развития педагогических способностей. Общеизвестно, что результат любого вида деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психических свойств человека, называемых способностями. Для успешной работы в качестве педагога человеку нужны педагогические способности, к которым следует отнести способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетание быстрой реакции с находчивостью, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами;

• отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность. Они обуславливают моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать.

Доброжелательное отношение к обучающимся и умение чувствовать настроение, понять психологию каждого формируют такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт - драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия.

Общественные функции педагога, необходимость быть все время на людях (особенно на глазах учащихся) предъявляют определенные требования и к его внешности и стилю одежды.

Педагогическое общение проходит ряд ступеней:

контакт - проявление дружелюбия, которое может быть мимолетным или более длительным;

душевное общение - устанавливается тогда, когда налицо общность мнений или общий интерес;

духовное общение - наивысший уровень общения, который формируется на основе общих устремлений и переживается человеком как состояние счастья иметь рядом человека, который разделяет твои духовные порывы.

Педагогу необходимы самые разные умения. Набор этих умений объясняется особенностями содержания воспитательной работы и задачами, стоящими перед педагогом. Однако можно назвать группы умений, которыми должен обладать педагог как распространитель научных знаний, организатор и воспитатель:

• ораторские;

• дидактические;

• коммуникативные;

• перцептивные умения;

• владение педагогической техникой.

Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Она проявляется и в умении педагога владеть средствами личного воздействия (голосом, мимикой, жестами, осанкой), и в умении педагогически целесообразно организовать свое поведение. Педагогическая техника, по словам А.С. Макаренко, - это доведенное до большой степени мастерство.

Мастерство педагога - это:

• высокий уровень творческого овладения им современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности;

• постоянный критический анализ своих действий и поступков как воспитателя;

• целенаправленное и систематическое совершенствование воспитательных умений и навыков. Направленность этого мастерства должна служить общей цели:

• воспитанию в человеке гуманистических начал;

• формированию личности, способной к реализации своих творческих способностей, успешному выполнению своих ролей во всех сферах жизни.