5.11. Нравственно-психологический образ педагога
Педагог является ключевой фигурой в реформе образования, поэтому темп и характер модернизации образования зависят в первую очередь от педагогических кадров.
В условиях социально-экономических перемен радикально меняется статус педагога, его образовательные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональным качествам.
Содержание профессиональной деятельности педагога составляет его духовная культура. Педагог - прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей.
Именно поэтому одним из самых острых вопросов в современных педагогических дискуссиях становится вопрос о нравственно-психологическом образе педагога.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.
Среди них наиболее важными являются следующие:
• отношение к обучающимся - установка на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность обучающихся, выявление творческого потенциала каждого ученика;
• отношение к организации коллективной деятельности - установка на развитие демократического самоуправления, коллективное творчество, созидание общих дел не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, в том числе и дома, соблюдение традиций и норм коллективной жизни;
• отношение педагога к самому себе - установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный ост и самоанализ.
Другие черты личности педагога, особенности его характера и темперамента, интересы и уровень культуры также влияют на его отношение к своему труду.
Основные признаки и черты психолого-педагогической культуры можно подразделить на блоки, отражающие:
• психолого-педагогическую грамотность. Это важнейшее профессиональное требование к доскональному знанию педагогом своего предмета и методики его преподавания;
• уровень педагогического мастерства. Обучающиеся ценят в педагоге не только его знания, но и умение донести их в наиболее интересной и доходчивой форме;
• степень развития педагогических способностей. Общеизвестно, что результат любого вида деятельности в значительной степени зависит от индивидуально-психических свойств человека, называемых способностями. Для успешной работы в качестве педагога человеку нужны педагогические способности, к которым следует отнести способность к педагогическому мышлению, организаторские способности, а также выносливость нервно-психической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетание быстрой реакции с находчивостью, эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами;
• отражающие нравственно-эмоциональную воспитанность. Они обуславливают моральное право педагога руководить другими людьми, целенаправленно их обучать и воспитывать.
Доброжелательное отношение к обучающимся и умение чувствовать настроение, понять психологию каждого формируют такое неотъемлемое качество педагога, как педагогический такт - драгоценное профессиональное качество педагога, подсказывающее ему меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия.
Общественные функции педагога, необходимость быть все время на людях (особенно на глазах учащихся) предъявляют определенные требования и к его внешности и стилю одежды.
Педагогическое общение проходит ряд ступеней:
• контакт - проявление дружелюбия, которое может быть мимолетным или более длительным;
• душевное общение - устанавливается тогда, когда налицо общность мнений или общий интерес;
• духовное общение - наивысший уровень общения, который формируется на основе общих устремлений и переживается человеком как состояние счастья иметь рядом человека, который разделяет твои духовные порывы.
Педагогу необходимы самые разные умения. Набор этих умений объясняется особенностями содержания воспитательной работы и задачами, стоящими перед педагогом. Однако можно назвать группы умений, которыми должен обладать педагог как распространитель научных знаний, организатор и воспитатель:
• ораторские;
• дидактические;
• коммуникативные;
• перцептивные умения;
• владение педагогической техникой.
Педагогическая техника - необходимая составная часть педагогического мастерства. Она проявляется и в умении педагога владеть средствами личного воздействия (голосом, мимикой, жестами, осанкой), и в умении педагогически целесообразно организовать свое поведение. Педагогическая техника, по словам А.С. Макаренко, - это доведенное до большой степени мастерство.
Мастерство педагога - это:
• высокий уровень творческого овладения им современным арсеналом средств психолого-педагогического воздействия; эффективное применение их в процессе всей деятельности;
• постоянный критический анализ своих действий и поступков как воспитателя;
• целенаправленное и систематическое совершенствование воспитательных умений и навыков. Направленность этого мастерства должна служить общей цели:
• воспитанию в человеке гуманистических начал;
• формированию личности, способной к реализации своих творческих способностей, успешному выполнению своих ролей во всех сферах жизни.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности