3.1. Личность и ее понимание
Наряду с понятиями "человек", "личность", в науке нередко употребляются термины "индивид", "индивидуальность". Их отличие от понятия "личность" состоит в следующем. Если понятие "человек" включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют или отсутствуют они у данного конкретного человека, то понятие "индивид" характеризует именно его и дополнительно включает такие психологические и биологические свойства, которые наряду с личностными также ему присущи. Кроме того, в понятие "индивид" входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других свойства.
Личность - это понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. В свою очередь индивидуальность есть своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. А индивид - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это соответственно переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе 166
- Часть I. Педагогика
- 1.1. Педагогика в системе наук о человеке
- 1.2. Основные понятия педагогики
- Основные понятия педагогики
- Глава 2. Развитие и воспитание личности
- 1.1. Характеристика процесса развития личности
- 2.2. Особенности развития
- 2.3. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен и
- 3.1.Общая характеристика системы образования
- 3.2. Актуальные подходы и модели высшего образования
- 3.2.1. Методологические принципы (подходы)
- 3.2.2. Модели высшего профессионального образования
- 3.3. Характеристика педагогического процесса
- 3.4. Специфика процессов обучения и воспитания, входящих в педагогический процесс
- 3.5. Принципы педагогического процесса и управления деятельностью воспитанников
- Глава 4. Обучение в педагогическом процессе
- 4.1. Обучение как способ организации педагогического процесса
- 4.2. Структура процесса обучения
- 4.3. Цели обучения
- 4.4. Функции обучения
- 4.5. Современные концепции (теории) обучения
- 4.6. Закономерности обучения
- 4.7. Принципы обучения
- 4.8. Методы обучения
- 4.9. Виды и формы обучения
- 4.10. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
- 4.11. Психологические особенности восприятия учебной информации
- Глава 5. Воспитание в педагогическом процессе
- 5.1. Особенности процесса воспитания
- 5.2. Цель и задачи воспитания
- 5.3. Философско-мировоззренческая подготовка
- 5.4. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
- 5.5. Формирование основ нравственной культуры личности
- 5.6. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
- 5.7. Формирование эстетической культуры учащихся
- 5. 8. Воспитание физической культуры учащихся
- 5.9. Воспитание личности в коллективе
- 5.10. Диагностика воспитанности
- 5.11. Нравственно-психологический образ педагога
- 5.12. Семейное воспитание и семейная педагогика
- Часть II. Психология
- Глава 1. Общие сведения о психологии
- 1.1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии
- 1.2. Методы психологии
- 3.3. Современная психология: ее задачи и место в системе наук
- Глава 2. Психика человека. Психические познавательные процессы
- 2.1. Психика и ее развитие
- 2.2. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи
- 2.3. Психические познавательные процессы
- 2.4. Деятельность и сознание личности
- Глава 3. Психология личности
- 3.1. Личность и ее понимание
- 3.2. Мотивационная сфера личности
- 3.3. Эмоциональная и волевая сферы личности
- 3.4. Биологический фундамент личности
- 3.5. Индивидуальные особенности личности
- 3.6. Способности и роли личности
- Глава 4. Психология общения
- 4.1. Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры
- 5.1. Группа и ее структурная организация
- 5.2. Характеристика групповых процессов
- 5.3. Проблемы социально-психологической адаптации
- Глава 6. Психология кризисного управления
- 6.1. Понятие конфликта, его сущность
- 6.2. Поведение в конфликтах
- 6.3. Стресс и его особенности