logo
Дерябо С

§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристи­ки субъективного отноше­ния к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.

В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойствен­ный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропо­морфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подрос­тков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, до­статочно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивле­ния: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропо­морфической картины мира дошкольника такое сходст­во совершенно естественно.

В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация приро­дных объектов достигает максимального в процессе онтоге­неза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).

В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подрос­тковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).

Очень убедительные данные, подтверждающие субъек­тный характер восприятия природных объектов в этот пери­од, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологичес­кой близости с ними выше, чем со всеми остальными «зна­чимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедуш­ки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждо­го второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в 12-13 лет.

Показательны в этом плане высказывания младших подрос­тков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кош­ка...) —...».

«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».

«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».

«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить».

Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъектив­ного отношения к природе.

В этот период продолжает сохраняться непрагмати­ческий характер взаимодействия с природными объек­тами, возникший в младшем школьном возрасте. Имен­но в младшем подростковом возрасте достигает макси­мума в процессе онтогенеза уровень интенсивности от­ношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подрос­тковом возрасте (рис. 18, д). Он существенно превыша­ет уровень, характерный для старших подростков и юношей.

Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к приро­де непрагматической модальности33 (рис. 18, а). Из всех «фа­натов» среди школьников приблизительно по 30% прихо­дится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «ниги­листов» только по 14% и 27%.

Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности эколо­гических установок прагматического типа (природа — «объ­ект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).

Таким образом, для младших и средних подростков свой­ственен непрагматический характер модальности отноше­ния к природе.

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъектно-непрагматической.

Наметившееся в младшем школьном возрасте переструк­турирование компонентов интенсивности отношения к при­роде окончательно складывается в младшем и среднем под­ростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, прак­тического и поступочного (рис. 18, в), то у средних подрост­ков на первое место явно выходит поступочный (рис. 18, ж). В то же время когнитивный, который был ведущим у млад­ших школьников, опускается на третью позицию.

Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологичес­ких установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом (рис. 18, б).'Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране при­роды, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% (рис. 18, г).

Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естес­твенным. При высоком уровне доминантности и интенсив­ности, но еще недостаточной практической технологичес­кой вооруженности отношение к природе субъектно-непраг­матической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной де­ятельности под руководством педагогов.

Интересно, что структура компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности в сред­нем в данном возрасте в целом близка к структуре, свой­ственной людям с максимально высоким уровнем интен­сивности, т. е. «фанатам»!

Таким образом, в целом в период 10-13 лет преоблада­ет поступочный компонент интенсивности отношения к природе.

Следовательно, для младшего и среднего подростко­вого возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.