§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, свойственны достаточно близкие характеристики субъективного отношения к природе, поэтому они могут рассматриваться как один период.
В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения. И для подростков в этом возрасте, и для взрослых замечаемое ими сходство животных с человеком становится часто даже небольшим «открытием». Чтобы убедиться в этом, достаточно понаблюдать за ними в зоопарке у вольера с обезьянами и послушать их радостные возгласы удивления: «Во, смотри, совсем, как человек!». Для антропоморфической картины мира дошкольника такое сходство совершенно естественно.
В то же время исследования показали, что именно в младшем подростковом возрасте субъектификация природных объектов достигает максимального в процессе онтогенеза уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту она несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).
В младшем подростковом возрасте каждый второй школьник включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды, хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель снижается, оставаясь все-таки выше среднего для подростков и юношей (рис. 18, к).
Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости с названными подростками «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в список различные природные объекты, в этом возрасте степень психологической близости с ними выше, чем со всеми остальными «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.! А ведь это характерно для каждого второго подростка в возрасте 10-11 и каждого третьего в 12-13 лет.
Показательны в этом плане высказывания младших подростков, когда их просили закончить предложение: «Моя собака (кошка...) —...».
«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».
«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все понимает, все-все, а мама и папа не всегда».
«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить».
Таким образом, для младших и средних подростков свойствен субъектный характер модальности субъективного отношения к природе.
В этот период продолжает сохраняться непрагматический характер взаимодействия с природными объектами, возникший в младшем школьном возрасте. Именно в младшем подростковом возрасте достигает максимума в процессе онтогенеза уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности, который практически сохраняется и в среднем подростковом возрасте (рис. 18, д). Он существенно превышает уровень, характерный для старших подростков и юношей.
Показательно соотношение в этом возрасте удельного веса среди всех подростков и юношей-школьников с очень высоким уровнем (условно, «фанаты») и с очень низким уровнем («нигилисты») интенсивности отношения к природе непрагматической модальности33 (рис. 18, а). Из всех «фанатов» среди школьников приблизительно по 30% приходится на периоды 10-11 лет и 12-13 лет. А вот из всех «нигилистов» только по 14% и 27%.
Кроме этого было установлено, что для младшего и среднего подросткового возраста характерен наименьший среди подростков и юношей уровень выраженности экологических установок прагматического типа (природа — «объект пользы») и склонности к выбору прагматического типа взаимодействия с ней (рис. 18, б).
Таким образом, для младших и средних подростков свойственен непрагматический характер модальности отношения к природе.
Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте является субъектно-непрагматической.
Наметившееся в младшем школьном возрасте переструктурирование компонентов интенсивности отношения к природе окончательно складывается в младшем и среднем подростковом возрасте. Если у младших подростков нельзя еще определить ведущий компонент среди когнитивного, практического и поступочного (рис. 18, в), то у средних подростков на первое место явно выходит поступочный (рис. 18, ж). В то же время когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию.
Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к концу данного периода степени выраженности экологических установок природоохранного типа (природа — «объект охраны»), которые теснейшим образом связаны именно с поступочным компонентом (рис. 18, б).'Характерно, что в 10-11 лет 38%, а в 12-13 даже 46% школьников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем отказе заявляет соответственно только 2 и 6% (рис. 18, г).
Преобладание поступочного компонента в младшем и среднем подростковом возрасте является совершенно естественным. При высоком уровне доминантности и интенсивности, но еще недостаточной практической технологической вооруженности отношение к природе субъектно-непрагматической модальности ограничено и в наиболее полной форме может реализоваться именно в природоохранной деятельности под руководством педагогов.
Интересно, что структура компонентов интенсивности отношения к природе непрагматической модальности в среднем в данном возрасте в целом близка к структуре, свойственной людям с максимально высоким уровнем интенсивности, т. е. «фанатам»!
Таким образом, в целом в период 10-13 лет преобладает поступочный компонент интенсивности отношения к природе.
Следовательно, для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности