Принципы организации стимулов
Принцип комплексности стимульного воздействия заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать воздействие на личность системы разнородных стимулов, охватывающих все возможные каналы формирования экологического сознания.
Условием реализации данного принципа является подбор комплекса стимулов, одни из которых действуют по перцептивному каналу, другие — по когнитивному, третьи — по практическому.
Например, система представлений о птицах формируется, во-первых, на основе научных данных о морфологии, физиологии, экологии птиц, причем подчеркивается идея разнообразия экологических взаимосвязей человека с миром птиц; во-вторых, на основе литературных, фольклорных, музыкальных, графических и др. художественных произведений; в-третьих, на основе информации о разнообразной деятельности человека, связанной с птицами, такой, как охота, птицеводство, охрана и привлечение птиц и др.
Субъективное отношение к птицам формируется путем организации воздействия на личность различных положительных психологических релизеров: естественных (в том числе поведенческих), социальных, эмоционально значимых экологических фактов, наконец, «ответов» птиц в ситуациях общения личности с ними.
Для формирования стратегий и технологий деятельности, связанной с миром птиц, в качестве специфических стимулов могут выступать экспонаты выставки декоративных птиц (стимул здесь — это сама птица + оборудованная клетка, в которой она находится), готовые образцы птичьих кормушек и искусственных гнездовий, а также инструкции по кормлению, уходу птиц или технологические карты изготовления скворечника и т. д.
Принцип ориентации на актуализирующий потенциал стимулов заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать воздействие на личность таких стимулов, которые актуализируют .-.«включают» определенные психологические механизмы формирования экологического сознания.
Условиями реализации данного принципа являются: 1) аттракционность демонстрируемых природных объектов, их положительное эмоциональное восприятие; 2) индивиду-ализированность природных объектов; 3) наличие у них факторов (как морфологических, так и поведенческих), способствующих установлению параллелизма с человеком, и др.
Например, при формировании системы представлений о птицах, в качестве базового природного объекта целесообразно использовать «симпатичных» птиц, таких, как попугай, синица, скворец, избегая использования, скажем, ворон (условие аттракционности). Образ жизни птиц лучше раскрывать, говоря не о птицах вообще, а в виде рассказа о том, какие проблемы встают перед избранной конкретной птицей — можно даже дать ей имя — в течение календарного года (условие индивидуализи-рованности), а также акцентировать ее витальные проявления, сходные с человеческими, и социальные контакты (условие параллелизма) и т. д.
При формировании субъективного отношения к птицам, учитывая эффект первичности, также целесообразно организовывать контакты с такими птицами, которые обладают комплексом психологических релизеров, преимущественно положительной модальности — естественных, социальных, «ответов», т. е. являются аттракционными. При этом организация стимулов на основе условий параллелизма и индивидуализированности позволяет «включать» такие психологические механизмы, как субъектификация, интеллектуализация эмоций, актуализирует проявление совести по отношению к птицам.
В процессе освоения технологий взаимодействия с птицами выполнение указанных условий реализации данного принципа также является целесообразным. Например, если в школьном вольере содержится стайка птиц или зимой подкармливаются «просто местные» птицы, то это в гораздо меньшей степени обеспечивает актуализацию психологических механизмов формирования экологического сознания, чем содержание или подкармливание конкретных, персонально узнаваемых птиц («Наша синичка прилетела!»), которые в процессе такого взаимодействия становятся для личности уже «значимыми другими».
Принцип ориентации на сенситивность к стимулам заключается в том, что педагогически целесообразно организовывать воздействие стимулов на личность с учетом ее индивидуальных, возрастных, профессиональных особенностей, детерминирующих степень значимости для нее тех или иных стимулов.
Условием реализации данного принципа является четкое соответствие подобранных для воздействия на личность стимулов и индивидуальной готовности данной личности (или социально-возрастной группы) к их восприятию.
При формировании системы представлений следует ориентироваться на индивидуальную значимость получаемой личностью информации. Сведения о самых распространенных, реально встречаемых, местных птицах более значимы, например, для младших школьников, чем сведения о каких-либо тропических птицах, пусть даже занесенных в Красную книгу.
Большое значение имеет реализация данного принципа при формировании субъективных отношений. Так, для дошкольников и младших школьников наиболее подходящими объектами являются крупные, яркие, хорошо знакомые птицы (петух), для подростков — дневные хищники, символизирующие силу и благородство — качества, привлекательные для подростков (орел, сокол), а для старшеклассников — птицы, обладающие интересным поведение, какими-либо исключительными особенностями (колибри, пингвины).
Освоение технологий также строится с учетом сенситивности личности к стимулам. Например, если для большинства школьников информация о тонкостях разведения попугайчиков является практически безразличной, то для юных натуралистов — она может представлять большой интерес. Технология изготовления скворечника актуальна для мальчиков и вряд ли будет интересна девочкам и т. д.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности