§ 1. Параметры субъективного отношения к природе
Базовые параметры субъективного отношения к природе
Каждое субъективное отношение личности может быть охарактеризовано с помощью целого ряда параметров.
В основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных ее объектах и явлениях потребностей личности. Данную запечатленность потребностей можно сравнить со светом лампы: некоторые объекты и явления природы освещаются этим светом, а некоторые нет; свет может освещать окружающее с различной силой; и, наконец, человек может обращать внимание на одни освещенные объекты, «видеть» их, а другие — нет.
Соответственно запечатленность потребностей личности в объектах или явлениях природы характеризуется тремя параметрами:
1) структурно-содержательным — широтой: в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности;
2) структурно-динамическим — интенсивностью: с одной стороны, в какой степени запечатлены потребности личности в объектах и явлениях природы, насколько они являются для нее значимыми, а с другой — в каких сферах и в какой степени проявляется субъективное отношение;
3) степенью осознанности: в какой мере личностью осознается запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы (насколько она отдает себе в этом отчет).
Рассмотрим психологическое содержание каждого параметра.
Параметр широты. Одного человека могут привлекать только отдельные животные или растения. В этом случае можно сделать вывод о небольшой широте субъективного отношения: потребности запечатлены в очень незначительном круге объектов природы. Другой любит самые разнообразные природные объекты, как говорится, «природу вообще» — значительный уровень широты. Одному нравятся собаки, другому — кошки: содержательно различающаяся широта и т. д.
Параметр интенсивности. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой. Одному просто «приятно побывать на природе» и не больше — низкая интенсивность отношения. Другой, «фанат», заводит дома аквариум, попугая, разводит цветы, собирает книги о природе, ездит в другие города на зоологические выставки и т. д. — высокий уровень интенсивности. Субъективное отношение проявляется и в различных «сферах»: один просто эмоционально наслаждается красивым цветком; другой стремится найти о нем побольше информации: научное название, строение, где обычно растет и т. п.; третий пытается сам вырастить его у себя дома и т. д.
Параметр осознанности. И наконец, люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе: один не очень-то отдает себе в этом отчет, а для другого взаимодействие с природой становится профессией. (Особенно ярко сущность параметра осознанности иллюстрирует такое субъективное отношение, как любовь к человеку противоположного пола. Человек может постоянно стремиться видеть объект отношения, при встречах у него могут дрожать колени и холодеть руки, он может перестать спать и заработать, в конце концов, невроз, но четко так и не осознать: дело в том, что он любит этого человека!)
Эти три параметра: широта, интенсивность и осознанность, — являются хотя и связанными, но достаточно независимыми друг от друга. Человек может любить лишь некоторых животных, но зато очень сильно; достаточно хорошо осознать свою привязанность к природе, но вовсе не быть «фанатом» и т. д.
Таким образом, параметры широты, интенсивности и осознанности, характеризующие собственно запечатленность потребностей, являются базовыми параметрами субъективного отношения личности. Они задают своего рода объем, субъективное пространство» данного конкретного отношения. Чем больше «субъективное пространство» данного отношения, тем большую роль оно играет в жизни человека.
Параметры второго порядка субъективного отношения к природе
На более высоком уровне анализа, при рассмотрении отношения к природе в контексте всего внутреннего мира личности, оно может быть охарактеризовано целым рядом других — второго порядка — параметров: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, сознательность. Если широта, интенсивность и осознанность характеризуют запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы саму по себе, то данные параметры описывают ее взаимосвязи с другими характеристиками.
Параметр эмоциональности характеризует субъективное отношение по оси «рациональное — эмоциональное». Это показатель степени «эмоциональной насыщенности» субъективного отношения, удельного веса эмоционального и рационального компонентов, иными словами, показатель того, насколько данное отношение может быть рационально контролируемо.
Крайние проявления фанатичной любви к своему животному, когда, например, хозяин кошки готов «перебить всех собак» во дворе, которые мешают его любимице там разгуливать, как раз обусловлены его субъективным отношением с крайне высоким уровнем эмоциональности.
Параметр обобщенности характеризует субъективное отношение по оси «частное — общее». Это показатель сформированности отношения не только к отдельным объектам или явлениям, но и их группам. Обобщенность возникает как следствие переработки личностью своего субъективного отношения в аспекте избирательности на основе абстрагирования, в результате чего формируется отношение к целым группам, классам, категориям объектов и явлений природы.
Как правило, любовь к природе возникает из любви к отдельным животным или растениям: например, ребенок любит свою конкретную собаку. Затем он может начать любить любых собак этой породы, вообще всех собак, затем животных в целом и, наконец, эта любовь может перерасти в любовь к «природе вообще».
Параметр доминантности описывает субъективное отношение по оси «незначимое — значимое». Это показатель места данного отношения в системе, иерархии других: чем большую роль играет определенное отношение в жизни человека, чем более высокое, «центральное» место оно занимает во внутреннем мире, тем более оно доминантно. Человек может любить природу, но она в его жизни по значимости стоит после работы, семьи, друзей, какого-то хобби и т. д., — субъективное отношение к природе характеризуется низкой доминантностью. И наоборот, в природе может быть заключен весь смысл жизни человека — максимально доминантное отношение.
Параметр когерентности характеризует субъективное отношение по оси «негармоничное — гармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности. Иными словами, когерентность показывает, является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него. Образно говоря, находится ли это субъективное отношение на «центральной магистрали» или это «боковое ответвление».
Например, некогерентным является субъективное отношение к природе лесника, который очень ответственно, тщательно выполняет профессиональные обязанности, остро переживает неудачи в работе, т. е. «предан своему делу», но тем не менее не любит саму природу.
Параметр принципиальности характеризует субъективное отношение по оси «зависимое — независимое». Это показатель взаимосвязи отношения со всем комплексом принципов, принятых личностью, и готовности отстаивать его при оказании давления.
Непринципиальным является субъективное отношение у человека, который, например, очень любит кошек, но никогда (чтобы «не нарываться на неприятности») не остановит своего соседа, который издевается над живущим во дворе котенком.
И наоборот, высоко принципиальным является субъективное отношение к природе у сторонников движения «Гринпис», которые осуществляют свои акции, несмотря на угрозу собственному благополучию, а иногда и жизни: например, ложатся на рельсы, чтобы не выпустить с территории завода поезд с ядовитыми отходами.
Параметр сознательности характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное — сознательное». Это показатель сформированности позиции личности как общественного субъекта.
Сознательность подразумевает интеграцию данного отношения со всеми другими и проявление его в активной сознательной социальной избирательности поведения личности. Сущность психологической реальности, стоящей за параметром сознательности, хорошо отражается известной формулой «свобода — осознанная необходимость». Субъективное отношение может быть охарактеризовано как сознательное тогда, когда личность сознательно ставит перед собой задачу, связанную с этим отношением, и проявляет активность по ее решению.
Например, человек, эмигрировавший в другую страну, может поставить перед собой задачу интеграции. Для этого он начинает совершать поездки по стране, знакомиться с природой своего нового места жительства, выяснять, какие виды животных и растений занесены в Красную книгу и т. д. При этом его отношение к природным объектам, в общем-то, продиктовано потребностями, лежащими вне сферы самого мира природы как такового, оно является результатом волевого сознательного выбора. Данное отношение как раз и может быть охарактеризовано как сознательное.
Параметры осознанности и сознательности не дублируют друг друга, а охватывают собой достаточно различающиеся аспекты субъективного отношения. Первый из них — это характеристика отношения по оси «бессознательное — сознание», а второй — по оси «несознательность — сознательность» (ср. классическое выражение «сознательный гражданин»). Осознанность отношения вовсе не обязательно предполагает его сознательность, хотя сознательность, конечно, подразумевает определенную степень осознанности.
Параметры устойчивости и модальности субъективного отношения к природе
Особое положение занимают параметры устойчивости и модальности.
Параметр устойчивости характеризует субъективное отношение по оси «неустойчивое — устойчивое». Это показатель стабильности субъективного отношения во времени.
Перечисленные ранее параметры дают характеристику субъективного отношения лишь на конкретный момент, иными словами, его синхроническое описание. Но оно может со временем изменяться. Сегодня любовь к природе у данного человека может быть очень доминантна, отличаться высокой интенсивностью, широтой и т. д., но уже через год это увлечение, вполне возможно, пройдет; иными словами, его субъективное отношение является недостаточно устойчивым. Параметр устойчивости субъективного отношения позволяет осуществить его диахроническое описание. И наконец, модальность. Все описанные до сих пор параметры дают формально-количественную характеристику субъективного отношения по принципу «больше — меньше», т. е. вне зависимости от содержания отношения. Недостаточность их использования для характеристики субъективного отношения ярко иллюстрируют, например, два таких отношения, как любовь к матери и уважение к ней. И интенсивность, и эмоциональность, и доминантность, и когерентность, и устойчивость и т. д. могут быть одинаковыми, но тем не менее это два качественно отличающихся субъективных отношения. Различие между ними заключается именно в модальности.
То же касается таких субъективных отношений, как любовь и ненависть: все количественные характеристики могут быть одинаковыми, но качественные, связанные именно с модальностью, принципиально отличаются, причем важнейшим различием в данном случае является «знак» отношения (модальность отношения может быть положительной, отрицательной и амбивалентной, т. е. одновременно и «плюс», и «минус»).
Таким образом, модальность — это параметр субъективного отношения, дающий его качественно-содержательную характеристику.
Устойчивость и модальность являются также базовыми параметрами. Но если широта, интенсивность и осознанность характеризуют собственно запечатленность потребностей в объектах и явлениях природы, то устойчивость и модальность — все отношение в целом.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности