logo
Дерябо С

Экологическое сознание и наука Нового времени.

Но впереди еще ждало от­чуждение от природы, освя­щенное наукой. Важнейшую роль в этом сыграло картезианство28, возникшее в XVII в. и ставшее одной из фило­софских основ современной цивилизации.

Его исходным пунктом являлось представление о чело­веке-субъекте и мире-объекте, которым человек манипули­рует. В этом смысле картезианство венчает собой развитие, коренящееся в самой сущности человека и состоящее в том, что человек во всех отношениях радикальным образом вы­деляется из мира. Оно логически завершило все то в эколо­гическом сознании, что было заложено христианством: «Человеческая личность, воспитанная в течение полутора тысяч лет на опыте абсолютной личности, захотела те­перь сама стать абсолютом»1.

Картезианство утверждало абсолютную ценность че­ловеческого разума, субъективности в целом, а посколь­ку внечеловеческая природа ими не обладает (животные и растения по Декарту — машины, лишенные внутрен­него мира), то, соответственно, ее ценность несоизмери­мо ниже. А раз так, то препарирование животного ничем не отличается от разборки часов — гордиев узел этичес­ких сомнений о допустимости таких действий разрублен окончательно.

Характерно, что конечную цель знания картезианство видело в господстве человека над силами природы, в от­крытии и изобретении технических средств, которые позво­ляли бы это господство обрести — «человек — царь приро­ды». Природа не должна существовать и развиваться «про­сто так», она должна служить человеку. Как это ни пара­доксально звучит, но наука просто впитала в себя по на­следству религиозное представление о богоизбранности че­ловека, в ходе своего развития избавившись от идеи самого бога за ненадобностью.

Последний шаг в формировании отчужденности от при­роды был сделан: она признана лишенном всякой самос­тоятельной ценности объектом манипуляций во имя науч­ного знания и прогресса. Авторитет Библии оказался под­креплен авторитетом науки. При всем их антагонизме здесь они оказались едины.

Этот последний — четвертый — шаг в отчуждении от природы был первым шагом к экологическому кризису.

Таким образом, в Новое время, когда господствовало картезианское представление о мире, сформировалось эко­логическое сознание, которое характеризуется: полной пси­хологической противопоставленностью человека и мира природы, объектным восприятием природы и доминиро­ванием прагматического взаимодействия с ней.

Таковы культурно-исторические истоки доминирующе­го сейчас антропоцентрического экологического сознания.