Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
Социальные релизеры по своему происхождению могут быть как этнопсихологического, так и архетипического характера. В. Гумбольдту принадлежат слова: «У каждой нации свое собственное понятие природы»11, иными словами, восприятие мира природы имеет определенную этнопсихологическую обусловленность. Например, отношение к слонам в Индии, где они веками живут вместе с людьми, и в Африке, где слон — источник опасности или объект охоты, будет, безусловно, диаметрально противоположным. Если у семито-исламских народов свинья — это грязное, «трефное» животное, у среднеевропейских — презрительное («ты — свинья» является оскорблением и для француза, и для немца, и для россиянина), то, например, у эстонцев свинья — вполне положительное существо. Если в русской культурной традиции «уж» — это нечто отрицательное (хрестоматийный пример — «Уж и Сокол» М. Горького), то, например, в латышской — уж, наоборот, положительное животное.
Этнические традиции, культурные установки, особенности самого языка данного народа проявляются и в специфике тех эмоционально маркированных значений, которые заключены в социальных психологических релизерах.
Например, для носителей русского языка долгое время название таких животных, как раки, собирающих различную гниль со дна рек и озер, было мощным отрицательным релизером, поскольку на старославянском языке «рака» означает «могила».
Иногда в социальных психологических релизерах фиксируются даже особенности истории данного народа. Очень показательно в этом плане бытовое название домашнего таракана (явно неприятного для людей насекомого). Русские его называют «пруссаками», в чем отражается существовавшее, наверное, еще с эпохи Петра I, неприязненное отношение к Пруссии.
В некоторых случаях значения социальных релизеров связаны с сохранением в человеческом бессознательном следов архаического мышления, т. е. являются архетипическими по своему происхождению. «Формами придания смысла нам служат исторически возникшие категории, восходящие к туманной древности, в чем обычно не отдают себе отчета. Придавая смысл, мы пользуемся языковыми матрицами, происходящими, в свою очередь, от первоначальных образов (архетипов)12. С какой бы стороны мы ни брались за этот вопрос, в любом случае необходимо обратиться к истории языка и мотивов»13.
В эпоху зарождения языка из множества перцептивных признаков, присущих тому или иному природному объекту, вычленялись те, которые значимы для принятия определенного поведенческого решения и последующего действия с ним. Какие именно признаки при этом выделялись, зависело от мотивации доминирующей деятельности с данным природным объектом, поэтому в одних случаях растение могло рассматриваться как лечебное средство, а в других — как украшение. Сформировавшееся поведенческое решение по отношению к природному объекту в дальнейшем оформлялось в виде соответствующей поведенческой установки. Такая установка часто фиксировалась в самом названии этого природного объекта или в устойчивых словосочетаниях, неразрывно связанных с ним (например, чистотел — чистить тело, подберезовик — искать под березой, одуванчик — одувать и т. п.).
Особенно ярко этот механизм возникновения названий животных и растений иллюстрируют языки индейских племен, в которых еще не утратилась связь с архаическими истоками. Например, индейские племена, занимающиеся садоводством, называют ворона «потребителем садовых плодов», а племена рыболовов и охотников считают эту же птицу «поедателем падали и экскрементов». (Интересно, что у индейских племен решения относительно названий тех или иных новых природных объектов принимаются советом старейшин.) Такие названия, в сущности, являются социальными психологическими релизерами, определяющими направление и характер развития субъективного отношения к природным объектам.
В русском языке в названиях некоторых растений и животных до сих пор также достаточно явно прослеживается этот механизм их возникновения: например, «подосиновик», «бессмертник», «мухомор», «чертополох» («черт + полох» (огонь) — «чертов огонь»), «гадюка». В других случаях архетипическое значение оказывается полностью стертым, и название природного объекта может приобрести противоположную семантическую нагрузку. Например, «василек» восходит к названию мифологического существа Василиска, приносящего людям горе, как и сам сорняк василек приносит горе хлеборобу, хотя в настоящее время за счет приятного фонетического оформления это название воспринимается как «положительное».
Эти же закономерности иногда прослеживаются и в образовании учеными названий животных и растений. Например, когда европейцы обнаружили в Африке птицу, у которой на голове торчат два пера, как за ухом у заправского секретаря, они так и назвали ее — птица-секретарь. В общем-то, современные ученые выполняют роль совета старейшин у индейских племен.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности