logo
Дерябо С

Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.

Сложность души росла пропорционально потере оду­хотворенности природы. Карл Густав Юнг. «Об архетипах коллективного бессознательного»

Несколько особое положение в экологической психоло­гии занимают исследования развития общественного эколо­гического сознания в процессе социогенеза, которые позво­ляют, во-первых, выявить культурно-исторические истоки его современного типа, а во-вторых, охарактеризовать тот социально-психологический контекст, в котором формиру­ется экологическое сознание конкретной личности. Специ­фика этих исследований обусловлена тем, что они ведутся скорее не столько в русле собственно психологических, сколько культурологических подходов.

Развитие экологического сознания в процессе социоге­неза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам. Эти параметры не соотносятся непосред­ственно с тремя подструктурами экологического сознания (представлений, отношений, стратегий и технологий взаи­модействия), а описывают его в целом.

  1. Психологическая «противопоставленность — вклю­ченность». Человек мыслится как стоящий вне и над при­родой или же как составная часть Природы.

  2. «Объектное — субъектное» восприятие природы. Человек воспринимает природу как лишенный всякой самоценности объект воздействия или же равноправного субъ­екта взаимодействия.

  3. «Прагматический — напрагматический» характер взаимодействия. Взаимодействие с природой служит для удовлетворения только прагматических (пищевых, технологических и т. п.) потребностей человека, когда она воспринимается лишь как материальная ценность, или также для удовлетворения его непрагматических, духовных потребностей, когда такое взаимодействие становится самоценным24.