§ 3. Типология субъективного отношения к природе
Принципы типологии субъективного отношения к природе
Проблема типологии субъективного отношения к природе является достаточно сложной по двум причинам. Во-первых, существует действительно большое разнообразие возможных вариантов такого отношения. Во-вторых, природа (а точнее мир природы) сама по себе не является неким «единым и неделимым объектом», к которому может существовать такое же «единое и неделимое» отношение. Она состоит из отдельных природных объектов и их комплексов, и реально существуют субъективные отношения к ним (которые могут очень существенно отличаться друг от друга), а не к некой «природе в целом».
Поэтому в публикациях разных авторов на экологическую тему используются самые разнообразные понятия, характеризующие то или иное отношение к природе. Здесь и обычно используемые в педагогической литературе в качестве терминов, обозначающих полярные полюса, «потребительское отношение к природе» и «ответственное отношение к природе»; и «бережное отношение», «заботливое отношение» и «осознанно-правильное отношение», «эстетическое отношение»; здесь и используемые в средствах массовой информации «хищническое, варварское, бесхозяйственное отношение» и «рациональное, хозяйское отношение»; здесь и используемые различными философами «отношение как к самоценности» и «утилитарно-эгоистическое отношение», «нравственно-этическое отношение» и «рационально-сциентистическое отношение», «узкопрагматическое отношение» и «экономическое отношение», «эстетическо-рекреационное отношение» и «этическое отношение», «чисто созерцательное, пассивно-рецептивное отношение» и «отношение как к инструменту и полю деятельности человека» и т. д. и т. п.
Собственно психологическая типология субъективного отношения к природе строится на основе его параметров. Как уже говорилось, такими важнейшими интегративными параметрами являются модальность и интенсивность. Вне анализа модальности любая типология будет формальной, лишенной психологического содержания, игнорирующей качественную специфику отношения. Вне анализа интенсивности, характеризующей «сферы» проявления субъективного отношения, она будет малополезной: отношение личности или общества к ней только в той мере хоть как-то затрагивает природу, в какой оно так или иначе проявляется, если же отношение не проявляется никак, то оно «природе безразлично».
Поскольку существуют четыре типа модальности субъективного отношения к природе и оно может преимущественно проявляться в одной из четырех «сфер» (в соответствии с компонентами интенсивности), то всегда выделяется 16 типов отношения к природе.
Используя данную типологию, необходимо учитывать два допущения, которые использовались при ее разработке.
Во-первых, безусловно, невозможно говорить о «чистых» типах отношения (эта сложность вообще свойственна любым психологическим классификациям): типы отношения к природе носят динамический характер, достаточно легко трансформируются друг в друга, кроме того, внешне идентичные поведенческие проявления могут обусловливаться различными типами отношения.
Во-вторых, в реальности существует не единое отношение к «природе вообще», а целая система субъективных отношений к различным природным объектам. Поэтому, когда говорят, что для данной личности свойствен определенный тип отношения, имеют в виду, что он у нее преобладает, распространяется на большинство природных объектов (при этом к отдельным природным объектам может быть сформировано отношение полярных типов).
Психологическая характеристика основных типов субъективного отношения к природе
Рассмотрим психологическое содержание основных типов субъективного отношения к природе, которые являются доминирующими, наиболее часто встречающимися на тех или иных этапах онтогенеза личности2. В целом, эти типы иллюстрируют три основания типологии отношения к природе: характер модальности по оси «объектная — субъектная», характер модальности по оси «прагматическая — непрагматическая», и преобладающий компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический — это тип субхективного отношения к природе объектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием перцептивно-аффективного компонента интенсивности.
Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы. Природные объекты — при всей своей привлекательности — несопоставимо далеко от возможности общения с ними, партнерского субъект-субъектного взаимодействия.
При контактах с природными объектами личностью не преследуется цель получить от них какой-либо «полезный продукт», преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть «на лоне природы», «подышать свежим воздухом», полюбоваться ее красотой и т. д.
Личность с таким типом отношения к природе ориентирована, в первую очередь, на перцептивно-чувственное, эстетическое ее восприятие, на эстетический характер действий по отношению к природных субъектам. Она характеризуется особой сенситивностью к «чувственной выразительности природы», способностью «непосредственно постигать объекты на основе своей чувственной эстетической восприимчивости, их объективные материальные признаки (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т. п.)»3.
Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип субъективного отношения является наиболее распространенным, начиная с юношеского возраста.
Когнитивный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием когнитивного компонента интенсивности.
Для личности с данным типом отношения, в отличие от предыдущего, свойственно субъектное восприятие мира природы: природные объекты для нее не просто стоящие несоизмеримо ниже «объекты», которые должны «радовать глаз» или как-то иначе служить человеку, а именно субъекты, обладающие собственной самоценностью.
В то же время, в основе деятельности с природными объектами, так ^же как и в первом случае, лежит непрагматическая мотивация, но отличающаяся по содержанию.
При данном типе субъективного отношения оно в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере: личность стремится больше узнать о различных растениях, животных, о проблемах их питания и размножения, об экологических связях, существующих между различными природными объектами, — вообще проявляет интерес к миру природы. При этом в своей познавательной деятельности она не стремится получить какой-либо «полезный продукт» от природного объекта и не допускает по отношению к нему деструктивных, разрушительных действий.
Когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе характерен, например, для многих ученых-зоологов, посвятивших себя этологическим исследованиям. Ярко демонстрируется данный тип отношения к природе у авторов книги таких писателей-натуралистов и ученых, как Дж. Адамсон, Дж. Гудолл, Дж. Даррелл, К. Лоренц, Я. Линблад, Ф. Моуэт, Э. Сетон-Томпсон и др., которые, рассказывая о своих многолетних наблюдениях за жизнью животных, пишут о них как об «индивидуальностях» и даже «личностях» (!).
Когнитивный субъектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием когнитивного компонента интенсивности.
Для личности с данным типом отношения, так же как и с предыдущим, свойственно субъектное восприятие мира природы, но при этом деятельность с природными объектами носит прагматический характер.
Субъективное отношение личности также в наибольшей степени проявляется в познавательной сфере, но мотивом познавательной деятельности является не радость от самого процесса познания (которая обусловливает ее при непрагматической модальности отношения), а получение тех или иных знаний (которые в этом случае выступают как своеобразный «полезный продукт»), не интерес к самому природному объекту, а заинтересованность в информации, получаемой от него, для дальнейшего прагматического использования, иными словами, природные объекты — не цель, а средство познавательной деятельности личности. Но при этом личность не допускает возможности деструктивных, разрушительных действий по отношению к природным объектам, которые ею изучаются.
Когнитивный субъектно-прагматический тип отношения, как правило, будет свойствен, например, для ученого-зоотехника, который изучает биологию коровы или овцы, заботится о них, устанавливает с ними «дружеские отношения» для того, чтобы потом дать рекомендации, как получить больше молока или шерсти. Такой же тип характерен и для дрессировщика, который наблюдает за поведением животного, чтобы на основе этих наблюдений разработать новый трюк и т. д4.
Практический объектно-прагматический — это тип субъективного отношения к природе объектно-прагматической модальности, характеризующийся преобладанием практического компонента интенсивности.
Для личности с данным типом отношения свойственно объектное восприятие мира природы как источника материальной пользы, поставщика ресурсов, которым можно полностью распоряжаться, покорять и т. д., — иными словами, как средства. Природные существа — это лишенные всякой самоценности объекты манипуляции, которые при необходимости могут без сожаления подвергаться деструктивному, разрушительному воздействию, их ценность определяется лишь тем, насколько они могут быть полезными для человека.
В основе деятельности с природными объектами у личности с данным типом отношения лежит четко прагматическая мотивация: природные объекты, которые не могут послужить каким-либо «полезным продуктом», ее вообще не интересуют.
Субъективное отношение в наибольшей степени проявляется в непосредственном практическом использовании природных объектов для удовлетворения пищевых, технологических и других потребностей человека.
Практический объектно-прагматический тип отношения свойствен не только различным «технократам», использующим природу в своей хозяйственной деятельности, браконьерам и т. д.; им пронизана также и система школьного образования, в которой природа — это прежде всего источник полезных ресурсов, «общенародная собственность» и т. п.1
Поступочный субъектно-непрагматический — это тип субъективного отношения к природе субъектно-непрагматической модальности, характеризующийся преобладанием поступочного компонента интенсивности.
Для личности с данным типом отношения свойственно субъектное восприятие природы; для нее сферой, регулирующейся этическими требованиями, являются уже не только отношения между людьми, но и взаимодействие с животными, растениями и целыми экосистемами: все, что недопустимо по отношению к человеку, недопустимо и с природным объектом.
Распространение сферы этических требований на взаимодействие с миром природы необходимо предполагает непрагматический характер мотивации этого взаимодействия: природа не может рассматриваться как источник какого-либо «полезного продукта», она ценна сама по себе.
Субъективное отношение в наибольшей степени проявляется в соответствующих поступках личности, в ее активности по изменению своего окружения — в природоохранной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и на оказание влияния на людей, которые с ними взаимодействуют.
Поступочный субъектно-непрагматический тип отношения характерен для активных участников различных экологических движений: «зеленых», «голубых патрулей» и т. д.5 Необходимость именно такого типа субъективного отношения к природе провозглашается философами-гуманистами (Л. Н. Толстой, М. Ганди, А. Швейцер, Г. Д. Гачев, В. Хесле и др.), поскольку он наиболее полно соответствует эксцентрическому типу экологического сознания.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности