§ 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
В рамках практического канала функцию психологических релизеров выполняют так называемые «ответы» природного объекта на активность личности.
Сущность «ответов» природного объекта как психологических релизеров.
Деятельность непрагматического характера, целью которой является забота о благополучии самого природного объекта, необходимо подразумевает именно взаимодействие (т. е. взаимное действие) с ним. Человек вольно или невольно ждет от природного объекта тех или иных ответных проявлений на свою активность, причем таких, которые можно заметить, увидеть, услышать, т. е. сенсорно зафиксировать. (Вообще, без встречной активности природного объекта контакты с ним не могут стать именно взаимодействуем, общением, оставаясь, в сущности, актом воздействия человека на природный объект.)
Ответные проявления природного объекта на активность человека могут быть самыми различными: съесть предложенный корм, искупаться в подставленной ванночке с водой, поселиться в сооруженном для них домике, «наконец-то» зацвести на подоконнике или на грядке, вывести потомство в искусственных условиях, даже просто дать новый лист после подкормки удобрениями и т. д.
Такие ответные проявления могут самым существенным образом влиять на формирование отношения к природному объекту. Когда человек о ком-то заботится, он получает наибольшее удовольствие именно от благодарности за эту заботу. Собака потому и является самым близким человеку живым существом, что в силу этологически обусловленных коммуникативных особенностей способна наиболее ярко и понятно для человека продемонстрировать ему свою благодарность: лизнуть в лицо, «приветливо» повилять хвостом, «радостно» залаять при его появлении и т. д.
А вот кошка, потомок одиночных животных, а не стайных, как собака, менее способна выражать благодарность понятным человеку образом. Хотя она тоже может отвечать доверием на заботу: позволяет себя гладить, мурлыкает, устроившись на коленках, и т. д., это все-таки производит не такое сильное впечатление на человека, поэтому любителей кошек меньше (от 30 до 55 % среди школьников разных возрастных групп), чем любителей собак (от 45 до 80 %20). (Правда, в литературе описывается немало случаев, когда кошки приносили хозяевам пойманных мышей в виде «подарка», но такой подарок почему-то далеко не всегда оценивался по достоинству.)
Интересный случай, иллюстрирующий роль «ответа» в формировании отношения к природному объекту, описывает Дж. Даррелл.
«Один пожилой пеон21, не отличавшийся особой сентиментальностью и, вероятно, способный без угрызений совести убить кого угодно, от человека до насекомого, торжественно заявил мне, что он никогда не обидит погпего22.
Однажды, путешествуя верхом по пампе, он увидел на пне гнездо печника. Оно было почти закончено, стенки были еще сырыми. На одной из стенок барахтался создатель этого гнезда, попавший лапкой в петлю, образованную длинным стеблем травы, которую он использовал в качестве арматуры. Птица, вероятно, давно уже пыталась вырваться и была совершенно обессилена. Повинуясь внезапному порыву, пеон подъехал к пню, вытащил нож, осторожно отрезал травинку и бережно посадил выбившуюся из сил птичку на верхушку гнезда. И тогда произошло неожиданное.
— Клянусь вам, что это правда, сеньор, — рассказывал мой собеседник. — Я стоял в двух шагах от птицы, не больше, но она меня не боялась. Хоть она и была слаба, она все же встала на ноги, подняла голову и запела. Минуты две она пела для меня чудесную песню, а я слушал, сидя верхом на лошади. Потом она снялась с места и полетела над травой. Эта птица благодарила меня за то, что я спас ей жизнь. Птица, которая способна таким образом выражать благодарность, достойна того, чтобы ее уважали».
Вообще, популярность природных объектов у людей снижается по мере возрастания сложности интерпретации их различных проявлений (поведенческих, физиологических и т. д.) именно как «ответов» на направленную на них активность личности. В целом ее определяют три фактора:
Степень соответствия проявлений природного объекта аналогичным проявлениям человека. Чем больше форма «проявления себя» у природных объектов отличается от человеческой, тем труднее их реакции субъективно интерпретировать как «ответы». Например, значительно легче воспринять как «ответ» радостное повиливание хвостом собаки, которой дали кусок мяса, чем «радостное кудахтанье» куриц в курятнике, когда туда заходит хозяйка с кормом. Иными словами, легкость или сложность такой интерпретации определяется этологическими особенностями данного вида.
Временной интервал между инициирующим воздействием человека и ответным проявлением природного объекта. Чем больше временной интервал между инициирующим воздействием и ответным проявлением, тем труднее установить между ними причинно-следственную связь (особенно, если он измеряется неделями и месяцами) и, соответственно, труднее интерпретировать определенное проявление природного объекта как «ответ».
3. Величина затраченных человеком усилий. Чем больше усилий затрачено человеком на организацию контакта с природным объектом, чем больше его желание быть «вознагражденным» за эти усилия, тем сенситивнее, восприимчивее становится он к проявлениям природного объекта, тем легче они интерпретируются именно как «ответы». Чем труднее добиться такого «ответа», тем больше удовлетворение, когда это происходит: для аквариумиста добиться размножения новой, «трудной» рыбки, для любителей сукулентов — цветения редкого кактуса, для собаковода — отличной «работы» своего питомца на выставке и т. д.
Сочетание этих трех факторов и определяет возможность интерпретации того или иного проявления природного объекта как «ответа» на активность личности.
Итак, «ответы» как психологические релизеры практического канала — это специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениями природного объекта различного характера на активность личности, направленную на взаимодействие с ним. (Если деятельность с природным объектом носит прагматический характер, т. е. подразумевает одностороннее воздействие на него человека, а не их взаимодействие, то ответные проявления природного объекта интерпретируются личностью не как «ответы», но как «реакции».)
«Ответы» принципиально отличаются от поведенческих (витальных) релизеров перцептивного канала, несмотря на то, что в качестве и первых и вторых могут выступать одни и те же поведенческие (витальные) проявления природного объекта. Релизером перцептивного канала поведенческое (витальное) проявление природного объекта является в том случае, когда оно никак не связано с воспринимающим его человеком, а происходит само по себе, человек выступает как сторонний наблюдатель. «Ответом» же такое проявление может" стать только в том случае, если оно явилось результатом активности человека, направленной на природный объект, было инициировано им.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности