Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
Ответы» природного объекта на активность личности, направленную на взаимодействие с ним, по своему содержанию разделяются на пять групп, которые по легкости их интерпретации в качестве таковых могут быть проранжированы следующим образом.
Антропоморфный «ответ» — непосредственное ответное поведенческое проявление природного объекта на направленную на него активность человека, действительно являющееся адресованным ему коммуникативным сигналом. Это поведенческое проявление совпадает с соответствующим человеческим проявлением и, следовательно, очень легко интерпретируется как «ответ».
Примеры: собака выбежала встречать вернувшегося хозяина, попугай ответил на приветствие адекватной фразой, обезьяна обнимает владельца и прижимается к нему и т. д.
2. Поведенческий «ответ» — непосредственное или несколько отложенное во времени ответное поведенческое проявление природного объекта на направленную на него активность человека, которое аналогично соответствующему поведению человека в сходной ситуации, но при этом не является собственно коммуникативным сигналом. Значение такого поведенческого проявления, как правило, легко понимается человеком и интерпретируется как «ответ».
Примеры: скворцы поселились в приготовленном для них скворечнике, рыбин резво плавают во вновь оборудованном аквариуме, животное отказывается от предлагаемой пищи и т. д.
Антропоморфный и поведенческий «ответы» могут быть получены только от животных, чем объясняется наибольшее их предпочтение по сравнению с другими природными объектами в качестве партнеров по взаимодействию.
3. Морфологический «ответ» — ответное проявление природного объекта на направленную на него активность человека, проявляющееся в том или ином изменении внешнего облика. Как правило, такое изменение и обусловившее ее действие человека разделены во времени значительным интервалом. В качестве «ответа» данное проявление интерпретируется значительно труднее, чем предыдущие.
Примеры: листья растения приобрели более интенсивную зеленую окраску после подкормки удобрениями, перья попугая стали гладкими и блестящими в результате витаминизации корма, у яблони сформировалась правильная крона после обрезки и т. д.
4. Физиологический «ответ» — ответное проявление природного объекта на направленную на него активность человека, проявляющееся в том или ином функциональном изменении. Такое функциональное проявление, обычно, так же отделено определенным временным промежутком от вызвавшего его действия человека. Интерпретация изменения физиологического состояния природного объекта как «ответа» по трудности примерно соответствует интерпретации в качестве такового морфологического проявления.
Примеры: больное животное выздоровело в результате лечения, корова дала больше молока, яблоки стали вкуснее после улучшения агротехники и т. д.
Следует отметить, что, безусловно, и поведенческие, и морфологические проявления имеют в своей основе физиологическую природу. Но в основе приведенной классификации лежат не собственно биологические, а психологические критерии. С этой точки зрения, между физиологическими и морфологическими проявлениями есть существенные различия в аспекте их восприятия. В то же время морфологические и физиологические проявления часто выступают в единстве и их разделение становится искусственным. Например, если неполитое растение завяло, то это может в равной степени рассматриваться и как морфологический, и как физиологический «ответ».
Все рассмотренные типы «ответов» действительно, в принципе, отвечают каузальной23 схеме «стимул — реакция»: какое-либо действие или бездействие человека действительно является причиной данного ответного проявления реакции объекта. Однако взаимодействие личности с природными объектами может происходить и мысленно, на идеальном уровне. В этом случае «ответ» полностью конструируется самим человеком и приписывается объекту природы. Такая форма идеального взаимодействия обычно складывается с объектами неживой природы («ответы» четырех предыдущих типов могут быть даны только живыми природными объектами).
5. Геофизический (механический) ответ — это интерпретация в качестве «ответа» какого-либо природного явления (грозы, землетрясения и т. д.). При этом в качестве инициирующего действия человека могут рассматриваться какие-либо ранее совершенные им поступки, которые, в принципе, реально не могли вызвать подобную реакцию со стороны данного природного объекта.
В этом случае нельзя даже говорить о «реакции»: она подразумевает наличие каузальной связи со стимулом, а здесь такая связь лишь конструируется в сознании человека, но не существует в объективном мире. Хотя иногда «ответ» природного объекта геофизического характера может действительно быть обусловленным действиями человека: например, прорыв рекой плотины, построенной в неудачном месте.
Примеры: обвал в горах может рассматриваться людьми как «ответ» ни их «дерзость» в выборе маршрута (у альпинистов есть выражение «гора не приняла»), море может «наслать» шторм в «ответ» на убийство самки кита с китенком и т. д.
«Ответы» природного объекта могут быть как положительными, т. е. направленными на укрепление контакта с человеком, так и отрицательными, т. е. направленными на его избегание (естественно, в данном случае речь идет о субъективной трактовке взаимодействующего с ними человека).
Известен случай, когда коллега И.П. Павлова, к которой одна из собак была особенно привязана, хотевшая вызвать у этой собаки локальный рефлекс посредством слабого тока, столкнулась с неожиданным затруднением. Собака, отвернувшись, не реагировала ни на какие ласковые слова, не давала никаких условных рефлексов и отказывалась принимать пищу. И.П. Павлов объяснил это тем, что собака чувствовала себя обиженной. И действительно, когда тот же самый эксперимент был поставлен другим человеком, к которому собака не испытывала нежных чувств, он прошел безукоризненно.
Ситуации, когда природный объект реагирует, «отвечает» не так, как того ожидал человек, являются своего рода «кризисными точками» взаимодействия. Далее может включаться либо механизм рефлексии, способствующий формированию субъектно-непрагматической модальности отношения к природному объекту, либо — рационализации, закрепляющая объектно-прагматическую.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности