logo
Дерябо С

Типы экологических фактов.

В целом, экологическая информация может быть классифицирована по ее содержанию и степени влияния на формирование отношения к природному объекту следую­щим образом:

  1. Наибольшее влияние на процесс формирования субъ­ективного отношения к природному объекту оказывает ин­ формация, связанная с социальным поведением: взаимодей­ствие между особями, коммуникация, организация сообщес­тва, репродуктивное поведение и т. п. Это экологическая информация надорганизменного уровня.

Несколько меньшую роль играет информация об ин­дивидуальном поведении: питание, поиск убежища, устрой­ство жилищ, избегание хищников, сон, поддержка чистоты тела, игра, использование орудий и т.д. Это экологичес­кая информация организменного уровня.

  1. Значительно меньшее влияние оказывает информа­ция о морфологических, анатомических и физиологических особенностях природного объекта. Это экологическая ин­ формация внутриорганизменного уровня.

  2. И наконец, практически не влияет (или влияет в очень незначительной степени) на процесс формирования отноше­ния к природному объекту информация о молекулярном строении веществ, протекающих в них химических реакци­ях, строении клеток и тканей и т. д. Это экологическая ин­ формация молекулярно-клеточного уровня.

В принципе, экологическая информация каждого уров­ня может оказывать лабилизирующее воздействие на систе­му представлений личности о мире и соответственно осу­ществлять функции психологических релизеров. Поэтому экологические факты как психологические релизеры когни­тивного канала делят на четыре группы: соответственно, надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.

Следует отметить, что в содержании/школьного би­ологического образования преобладает экологическая ин­формация внутриорганизменного и молекулярно-клеточного уровня: предполагается, что именно она наиболее эффективно формирует мировоззрение учащихся, пос­кольку демонстрирует общие, базовые свойства, отно­сительно универсальные для всей живой материи, след­ствием чего является «понимание единства мира». Та­кой отбор информации обусловлен тем, что школьное образование направлено, в первую очередь, на форми­рование системы представлений о природе, а не на фор­мирование отношения к ней.

Важную роль в формировании отношения к приро­дному объекту играет также то, каким путем человек получил о нем те или иные экологические факты: от других людей (из книг) или на основе личного -наблю­дения. Субъективно «открытые» в результате наблюде­ния экологические факты оказывают большее влияние на процесс формирования отношения к природному объ­екту, чем экологические факты даже более высокого уровня в описанной выше иерархии, но полученные от других или из книг (даже если эти «открытия» являют­ся истинами, давно известными науке). В этом прояв­ляется феномен «вложенного труда», состоящий в том, что человек в большей степени, чем другими компонен­тами (например, затраченным временем), дорожит вкла­дываемым в деятельность личностно значимым отно­шением к ней, реализующим его возможности.

Следует отметить, что экологические факты, получен­ные в результате наблюдения за жизнью природы, являют­ся релизерами именно когнитивного канала, а не перцеп­тивного. Хотя такая информация и поступает к человеку в процессе непосредственного восприятия, но обрабатывается она с помощью механизмов когнитивного канала: в этом случае для процесса формирования отношения важна не сама информация как таковая, а ее интерпретация на уровне вто­рой сигнальной системы.