Типы экологических фактов.
В целом, экологическая информация может быть классифицирована по ее содержанию и степени влияния на формирование отношения к природному объекту следующим образом:
Наибольшее влияние на процесс формирования субъективного отношения к природному объекту оказывает ин формация, связанная с социальным поведением: взаимодействие между особями, коммуникация, организация сообщества, репродуктивное поведение и т. п. Это экологическая информация надорганизменного уровня.
Несколько меньшую роль играет информация об индивидуальном поведении: питание, поиск убежища, устройство жилищ, избегание хищников, сон, поддержка чистоты тела, игра, использование орудий и т.д. Это экологическая информация организменного уровня.
Значительно меньшее влияние оказывает информация о морфологических, анатомических и физиологических особенностях природного объекта. Это экологическая ин формация внутриорганизменного уровня.
И наконец, практически не влияет (или влияет в очень незначительной степени) на процесс формирования отношения к природному объекту информация о молекулярном строении веществ, протекающих в них химических реакциях, строении клеток и тканей и т. д. Это экологическая ин формация молекулярно-клеточного уровня.
В принципе, экологическая информация каждого уровня может оказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире и соответственно осуществлять функции психологических релизеров. Поэтому экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала делят на четыре группы: соответственно, надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.
Следует отметить, что в содержании/школьного биологического образования преобладает экологическая информация внутриорганизменного и молекулярно-клеточного уровня: предполагается, что именно она наиболее эффективно формирует мировоззрение учащихся, поскольку демонстрирует общие, базовые свойства, относительно универсальные для всей живой материи, следствием чего является «понимание единства мира». Такой отбор информации обусловлен тем, что школьное образование направлено, в первую очередь, на формирование системы представлений о природе, а не на формирование отношения к ней.
Важную роль в формировании отношения к природному объекту играет также то, каким путем человек получил о нем те или иные экологические факты: от других людей (из книг) или на основе личного -наблюдения. Субъективно «открытые» в результате наблюдения экологические факты оказывают большее влияние на процесс формирования отношения к природному объекту, чем экологические факты даже более высокого уровня в описанной выше иерархии, но полученные от других или из книг (даже если эти «открытия» являются истинами, давно известными науке). В этом проявляется феномен «вложенного труда», состоящий в том, что человек в большей степени, чем другими компонентами (например, затраченным временем), дорожит вкладываемым в деятельность личностно значимым отношением к ней, реализующим его возможности.
Следует отметить, что экологические факты, полученные в результате наблюдения за жизнью природы, являются релизерами именно когнитивного канала, а не перцептивного. Хотя такая информация и поступает к человеку в процессе непосредственного восприятия, но обрабатывается она с помощью механизмов когнитивного канала: в этом случае для процесса формирования отношения важна не сама информация как таковая, а ее интерпретация на уровне второй сигнальной системы.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности