Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
Прежде чем анализировать механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам и природе в целом, необходимо рассмотреть, какие вообще существуют основные пути, каналы формирования субъективного отношения. Как может формироваться отношение, например, к другому человеку?
Первый вариант — мы лишь наблюдаем за каким-то человеком, не обмениваясь информацией и не вступая в практическое взаимодействие. (Более строго — нам показывается лишь его фотография.)
Но даже в результате такого, искусственно «изолированного» восприятия у нас уже может сформироваться то или иное отношение к этому человеку. Нам могут понравиться или не понравиться его глаза, улыбка, фигура, мы невольно пытаемся на основе предыдущего жизненного опыта «расшифровать» эти перцептивные данные и уяснить для себя, что стоит за его внешним обликом, каков внутренний мир этого человека и т. д. «Восприятие никогда не 1'стъ только синтез ощущений, это еще и понимание, выявление личного отношения к воспринимаемому».
А.Н. Леонтьев сказал, что «чувственное содержание (ощущения, чувствования, образы восприятия, представления) образует основу и условие всякого сознания. Оно является как бы материальной его тканью, тем, что образует богатство, многокрасочность сознательного отражения мира». То же самое можно сказать и о роли перцептивного образа в процессе формирования субъективного отношения.
Итак, первый вариант — это формирование отношения в процессе построения перцептивного образа. Это перцептивный канал формирования отношения.
Второй вариант — мы не воспринимаем непосредственно другого человека и не вступаем с ним в практическое взаимодействие, но получаем о нем информацию: о его внешнем облике, характере, взглядах, целях, поступках и т.д. Очевидно, что и в этом случае у нас может сформироваться то или иное представление о другом человеке и определенное отношение к нему.
В отличие от перцептивного канала формирования субъективного отношения, в котором важнейшую роль играет перцептивная стимуляция (первая сигнальная система), в данном случае ведущую роль играет словесная информация (т. е. вторая сигнальная система).
Итак, второй вариант — это формирование отношения на основе переработки получаемой информации. Это когнитивный канал формирования отношения.
И наконец, третий вариант — мы вступаем с другим человеком в практическое взаимодействие. На основе сигналов обратной связи о результатах наших действий мы регулируем свое поведение и вносим в него соответствующие изменения. Эти изменения могут касаться как выполнения самих действий, так и мотивов, целей, планирования деятельности, принятия решений и т. д.; при этом могут меняться и наши установки, представления, оценки и т. п., — иными словами, отношение как к самой деятельности, так и к партнеру по ней.
Итак, третий вариант — это формирование отношения в процессе непосредственного практического взаимодействия. Это практический канал формирования отношения.
Таким образом, существует три канала формирования субъективного отношения: перцептивный, когнитивный и практический. Безусловно, «чистое» выделение каналов возможно лишь в абстракции, они теснейшим образом взаимосвязаны, механизмы одного канала могут функционировать в рамках другого.
Например, значения, заключенные в словах, оказывают воздействие и на процесс восприятия сенсорных данных, вплетаются в его ткань, обогащая его, а порой и существенно видоизменяя. «Чувственные впечатления... определенным образом преломляются в моем сознании, в силу того; что я владею соответствующими значениями».
С другой стороны, определенная информация, получаемая в процессе наблюдения, т. е. через первую сигнальную систему, может в дальнейшем интерпретироваться с помощью абстрактных, обобщающих категорий, т. е. процесс формирования отношения идет уже на основе второй сигнальной системы, иными словами, по когнитивному каналу.
А в практическом канале, безусловно, задействуются механизмы и перцептивного, и когнитивного: в процессе практического взаимодействия мы и воспринимаем другого, и получаем от него и о нем информацию.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности