logo
Дерябо С

Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу

Прежде чем анализировать механизмы формирования отношения к отдельным природным объектам и природе в целом, необходимо рассмотреть, какие вообще существуют основные пути, каналы формирования субъективного отно­шения. Как может формироваться отношение, например, к другому человеку?

Первый вариант — мы лишь наблюдаем за каким-то человеком, не обмениваясь информацией и не вступая в практическое взаимодействие. (Более строго — нам показывается лишь его фотография.)

Но даже в результате такого, искусственно «изолиро­ванного» восприятия у нас уже может сформироваться то или иное отношение к этому человеку. Нам могут понравиться или не понравиться его глаза, улыбка, фигура, мы невольно пытаемся на основе предыдущего жизненного опыта «расшифровать» эти перцептивные данные и уяснить для себя, что стоит за его внешним обликом, каков внут­ренний мир этого человека и т. д. «Восприятие никогда не 1'стъ только синтез ощущений, это еще и понимание, выяв­ление личного отношения к воспринимаемому».

А.Н. Леонтьев сказал, что «чувственное содержание (ощущения, чувствования, образы восприятия, представ­ления) образует основу и условие всякого сознания. Оно яв­ляется как бы материальной его тканью, тем, что об­разует богатство, многокрасочность сознательного от­ражения мира». То же самое можно сказать и о роли пер­цептивного образа в процессе формирования субъективного отношения.

Итак, первый вариант — это формирование отношения в процессе построения перцептивного образа. Это перцеп­тивный канал формирования отношения.

Второй вариант — мы не воспринимаем непосредствен­но другого человека и не вступаем с ним в практическое взаимодействие, но получаем о нем информацию: о его внешнем облике, характере, взглядах, целях, поступках и т.д. Очевидно, что и в этом случае у нас может сформиро­ваться то или иное представление о другом человеке и опре­деленное отношение к нему.

В отличие от перцептивного канала формирования субъ­ективного отношения, в котором важнейшую роль играет перцептивная стимуляция (первая сигнальная система), в данном случае ведущую роль играет словесная информация (т. е. вторая сигнальная система).

Итак, второй вариант — это формирование отношения на основе переработки получаемой информации. Это ког­нитивный канал формирования отношения.

И наконец, третий вариант — мы вступаем с другим че­ловеком в практическое взаимодействие. На основе сигна­лов обратной связи о результатах наших действий мы регу­лируем свое поведение и вносим в него соответствующие изменения. Эти изменения могут касаться как выполнения самих действий, так и мотивов, целей, планирования дея­тельности, принятия решений и т. д.; при этом могут ме­няться и наши установки, представления, оценки и т. п., — иными словами, отношение как к самой деятельности, так и к партнеру по ней.

Итак, третий вариант — это формирование отноше­ния в процессе непосредственного практического взаимо­действия. Это практический канал формирования отно­шения.

Таким образом, существует три канала формирования субъективного отношения: перцептивный, когнитивный и практический. Безусловно, «чистое» выделение каналов воз­можно лишь в абстракции, они теснейшим образом взаи­мосвязаны, механизмы одного канала могут функциониро­вать в рамках другого.

Например, значения, заключенные в словах, оказыва­ют воздействие и на процесс восприятия сенсорных дан­ных, вплетаются в его ткань, обогащая его, а порой и су­щественно видоизменяя. «Чувственные впечатления... оп­ределенным образом преломляются в моем сознании, в силу того; что я владею соответствующими значениями».

С другой стороны, определенная информация, полу­чаемая в процессе наблюдения, т. е. через первую сиг­нальную систему, может в дальнейшем интерпретировать­ся с помощью абстрактных, обобщающих категорий, т. е. процесс формирования отношения идет уже на основе второй сигнальной системы, иными словами, по когни­тивному каналу.

А в практическом канале, безусловно, задействуются механизмы и перцептивного, и когнитивного: в процессе практического взаимодействия мы и воспринимаем друго­го, и получаем от него и о нем информацию.