4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
Деятельность данного типа принципиально отличается от всех предыдущих: взаимодействие с природным объектом становится не средством, а целью, оно не направлено на получение от него какого-либо «полезного продукта» (если, конечно, не считать таковым, например, удовольствие от процесса взаимодействия).
Она может носить эстетический характер. Например, человек специально встает рано утром, чтобы посмотреть на восход солнца, отправляется в лес, чтобы полюбоваться стройными соснами и мохнатыми елями, покупает фотоаппарат или кинокамеру, чтобы снимать красивые пейзажи и т. д. В общем виде, такая деятельность может быть обозначена как «любование». Она имеет принципиально другой характер, чем описанные ранее эстетические деятельности других типов, в которых природный объект специально предназначается (вплоть до селекционной работы по выведению новых пород и сортов) для выполнения эстетических функций, служит человеку. В процессе нее человек сам «идет к природе», а не «тащит природу к себе», вводя природные объекты в антропогенную среду.
Деятельность данного типа может носить и познавательный характер. В этом случае в ее основе лежит интерес к природе, человек стремится получать информацию о природных объектах не для того, чтобы затем ее использовать в каких-то прагматических целях, а ради удовольствия от самого процесса познания. Основным вариантом познавательной деятельности данного типа является наблюдение. Как писал Гете, проводивший многолетние наблюдения за миром природы: «Я не могу выразить, насколько удобочитаемой становится для меня книга природы; мое длительное разбирание по складам мне помогло, и теперь дело пошло, и моя тихая радость несказанна» 19.
Деятельностью данного типа практического характера являются различные натуралистические хобби: содержание собак и кошек, попугаев, разведение аквариумных рыбок, фиалок, кактусов и т. д. Принципиальным для таких хобби является неиспользование природного объекта в прагматических целях (например, для продажи). Деятельность с природным объектом в этом случае осуществляется ради удовольствия от самого процесса взаимодействия, удовлетворения потребности в компетентности, общения с природным объектом.
И наконец, еще одним вариантом деятельности данного типа является природоохранная деятельность: изготовление и развешивание искусственных гнездовий для птиц, подкармливание животных в зимний период, охрана всего природного комплекса в заповеднике и т.д.
Деятельность данного типа детерминирует формирование субъектно-непрагматической модальности субъективного отношения к природе.
Следует отметить, что мотивом природоохранной деятельности может быть и «дальний прагматизм». На самом высоком уровне идея защиты природы обосновывается следующим образом: «Нужно сохранить все виды животных и растений, даже те, которые кажутся бесполезными, поскольку в будущем наши потомки могут найти способ их использовать для своих целей». При такой мотивации в процессе природоохранной деятельности формируется объектно-прагматическая модальность субъективного отношения к природе.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности