logo
Дерябо С

§ 3. Экологическая педагогика.

Становление экологической психопедагогики.

Важную роль в развитии экологического образования сыграло появления в отечес­твенной психологии в сере­дине 90-х гг. исследований по экологической психологии. Ее данные позволили выяс­нить особенности развития экологического сознания лич­ности, механизмы его формирования, что открывало воз­можность установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу формирования экологического сознания.

Все это привело к возникновению нового методологи­ческого направления в педагогической науке — экологичес­кой психопедагогики.

Экологическая психопедагогика — это методологичес­кое направление в педагогике, в рамках которого разраба­тываются критерии отбора содержания, а также подхо­ды к созданию принципов, методов и форм экологического образования.

Экологическая психопедагогика возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии, педагогики.

Экология обусловливает общую проблематику, порож­даемую ситуацией экологического кризиса, на основе кото­рой экологическая психопедагогика вырабатывает конкрет­ное содержание экологического образования: сумму зна­ний, умений и навыков, которую необходимо усвоить.

Экологическая психология дает представление о за­кономерностях и механизмах развития экологического сознания личности, на основе чего экологическая психо­педагогика разрабатывает соответствующие специфичекие принципы и методы педагогического управления этим процессом.

Педагогика определяет общепедагогические принципы и методы, а также организационные формы, которые эко­логической психопедагогикой соответствующим образом используются конкретно для решения задач экологическо­го образования (рис. 24).

Таким образом, именно в единстве трех своих основ: экологии, экологической психологии и педагогики, кото­рые интегрируются в рамках экологической психопедагоги­ки, может эффективно осуществляться экологическое обра­зование.

Цели экологического образования с позиций экологической психопедагогики.

С позиций экологической психопедагогики, целью эко­логического образования яв­ляется формирование эколо­гичной личности. Экологич­ной личностью является личность, обладающая эксцентрическом типом экологи­ческого сознания.

Как уже говорилось, эксцентрической тип экологичес­кого сознания характеризуется тремя главными особеннос­тями: 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) субъектным характером восприятия природных объектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодей­ствию с миром природы1. Соответственно, эти же особен­ности являются и характеристикой экологичной личности. 1. Для экологичной личности свойственна психологи­ческая включенность в мир природы, базирующаяся на пред­ставлении о взаимосвязанности мира людей и мира приро­ды, в основе которого лежат следующие положения.

а) Человек не стоит изолированно над природой, а вклю­чен в качестве одного из элементов в сложную систему эко­логических взаимосвязей — любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в эко­системе. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной.

б) Отходы человеческой деятельности, «выброшенные и природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушитель­ное воздействие на его организм: все законы функциониро­вания экосистемы являются для человека столь же обязательным, как и для других живых существ. Поэтому эколо­гичная личность стремится быть экологически умеренной.

в) Мир природы является не только источником мате­риальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяю­щему реализоваться духовному потенциалу, которым обла­дает взаимодействие с ним.

г) Не только человеческое общество оказывает однос­тороннее влияние на природу, но и природа влияет на ха­рактер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные об­щественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые за­тем будут оказывать негативное влияние на развитие об­щества, иными словами, она стремится быть экологичес­ки активной.

2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который про­является в следующем:

а) природные объекты относятся ею к сфере «человечес­кого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия эти­ческих норм, правил и т. д.;

б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отноше­ния к себе, вещам, природе и другим людям;

в) природные объекты могут выступать для нее в качес­тве полноправных партнеров по общению и совместной де­ятельности.

3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:

а) эстетическом освоении природных объектов и их ком­плексов;

б) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процес­са познания;

в) практическом взаимодействии с природными объек­тами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;

г) участии в природоохранной деятельности, продикто­ванное не соображениями «дальнего прагматизма» (необхо­димостью сохранить природу, чтобы ею могли пользовать­ся будущие поколения), а потребностью заботиться о при­роде ради нее самой.

Задачи экологического образования с позиции экологической психопедагогики.

Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:

  1. Формирование адекватных экологических представ­лений. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между чело­веком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

С позиций экологической психопедагогики именно че­рез подструктуру представлений в наибольшей степени фор­мируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологичной личности. Поэтому глав­ным ориентиром при решении данной задачи экологичес­кого образования является формирование у личности пони­мания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы.

2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологичес­ки целесообразного поведения личности, для этого необхо­димо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии пове­дения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности.

С позиций экологической психопедагогики именно че­рез подструктуру отношений в наибольшей степени фор­мируется субъектный характер восприятия природных объ­ектов, который свойствен экологичной личности. Поэто­му главным ориентиром при решении данной задачи эко­логического образования является формирование у личнос­ти субъектной модальности субъективного отношения к природе.

3),Формирование системы умений и навыков (техноло­гий) взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологи­чески целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недоста­точно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и вы­бор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

С позиций экологической психопедагогики именно че­рез подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свой­ственно экологичной личности. Поэтому главным ориенти­ром при решении данной задачи экологического образова­ния является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.

Такое понимание задач экологического образования вы­текает из анализа тенденций развития общественного эко­логического сознания1, который показывает, что антропо­центрический тип господствующего общественного эколо­гического сознания является психологической «базой», ос­новой экологического кризиса. Альтернативой, позволяющей найти пути разрешения экологических проблем, явля­ется экоцентрический тип экологического сознания, кото­рый как раз и характеризуется психологической включен­ностью человека в мир природы, субъектным характером восприятия природных объектов и стремлением к непраг­матическому взаимодействию с ними.

Методологические особенности экологической психопедагогики.

Постановка таких задач тре­бует принципиального изме­нения ориентации экологи­ческого образования. Как уже говорилось, одним из дискуссионных вопросов о стратегиях экологического образования является вопрос о том, что должно стоять в центре внимания: «природная сре­да» («окружающая среда») или «мир природы».

Базой для такой дискуссии является объективно двоя­кое положение, в котором выступают природные объекты. С одной стороны, они являются элементами окружающей человека среды, с которой он взаимодействует как с еди­ным, нерасчленимым целым. А с другой, каждый природ­ный объект может быть для человека представителем мира природы, воспринимающимся им безотносительно к при­родной среде (например, восприятие собаки в доме никак не связано с восприятием природной среды за окном).

Природный объект, выступающий в качестве элемента природной среды, можно сравнить с отдельным кирпичом в большой кирпичной стене. Для человека, смотрящего на эту стену, он практически ничем не отличается от осталь­ных и может быть с успехом заменен любым другим кир­пичом, — он вообще неразличим как нечто самостоятельно существующее. Именно в этой роли, как правило, выступа­ют, например, для городского жителя деревья на улицах: каждое конкретное дерево является скорее даже не «дере­вом», т. е. отдельным живым организмом, а лишь одним из элементов окружающей среды, наряду с тысячами дру­гих, оно как бы «растворяется» в среде. Но если человек сам, по собственной инициативе посадил дерево, то оно уже ни в коей мере не будет восприниматься как обезличенный элемент окружающей среды: человек станет четко выделять его из всех остальных, постоянно следить за его развитием, переживать, если оно вдруг заболеет, и т.д.

Таким образом, при восприятии природы как «среды» каждый отдельный природный объект не имеет самостоя­тельной ценности, является взаимозаменяемым другими аналогичными природными объектами. Поэтому для спе­циалистов по охране природы, подходящей к ней как к «при­родной среде», важно сохранение тех или иных популяций животных и растений, а не отдельных конкретных организ­мов. При восприятии природы именно как «мира приро­ды» — каждый отдельный природный объект принципи­ально уникален и неповторим, так же как и любой человек, со всеми вытекающими из этого последствиями. В этом случае усилия по охране природы направлены на совершен­но конкретных животных и растения, отдельные организ­мы, а не их популяции.

Такое двойственное положение, в котором приро­дные объекты могут выступать во взаимодействии с че­ловеком, приводит к двойственному пониманию приро­ды: с одной стороны, она — «природная среда», а с дру­гой — «мир природы». Как правило, в психолого-педа­гогической литературе эти два понимания смешивают­ся, вследствие чего понятия «природа», «мир природы», «природная среда», «окружающая среда» используются как полные синонимы. Но их значения принципиально различаются, в чем можно легко убедиться, сравнив, например, фразы «пробуждение природы», «пробужде­ние мира природы» и «пробуждение природной среды», тем более «пробуждение окружающей среды» (послед­нее вообще невозможно представить!).

Двойственность понимания природы нашла свое отра­жение и в экологическом образовании, в котором реализу­ются обе ориентации: на «природную среду» и на «мир при­роды». В первом случае экологическое образование направ­лено на формирование системы представлений, отношения и стратегий и технологий взаимодействия с природной сре­дой, во втором — с миром природы.

Первая ориентация воплощается в так называемой инвайронменталъной педагогике. С позиций этого подхода, в процессе экологического образования необходимо форми­рование, во-первых, системы представлений об окружаю­щей природной среде как целостной, нерасчлененной систе­ме, обеспечивающей жизнедеятельность человека как био­логического вида, во-вторых, соответствующего сознатель­ного, ответственного отношения к ней и, в-третьих, страте­гий и технологий рационального природопользования.

Вторая ориентация воплощается в экологической пси­хопедагогике. С позиций этого подхода, в процессе эколо­гического образования необходимо формирование, во-пер­вых, системы представлений о мире природы как совокуп­ности конкретных природных объектов (и их комплексов), во-вторых, субъективно значимого отношения к природным объектам как обладающим уникальностью, неповтори­мостью и самоценностью и, в-третьих, стратегий и техно­логий непрагматического взаимодействия с ними.

При этом экологическая психология не заменяет «при­роду как среду» на «мир природы», а дополняет им экологи­ческое образование.