Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
Принцип коактивности (от лат. соаспо — содействие) с миром природы. Этот принцип обусловливает использование в педагогическом процессе таких методов, которые способствуют формированию экологически целесообразных стратегий и технологий экологической деятельности.
Данный принцип предусматривает стимулирование стратегии помощи миру природы и освоения соответствующих технологий, которые позволяют личности «соучаствовать» в жизни самой природы, процессах, протекающих в ней. Это и забота о мальках, оставшихся в, пересыхающей луже, и изготовление кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке и т. д.
При этом важно применять методы, позволяющие организовывать и координировать экологическую деятельность школьников, а также методы, стимулирующие повышение собственной экологической компетентности, способствующие формированию экологически целесообразного типа отношения к природе.
Метод экологических экспектаций (англ. ехресШюп — ожидание) заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактов личности с миром природы.
Личность заранее технологически готовится к встрече с природными объектами, психологически настраивается на )ту встречу, чтобы соответствовать тем «требованиям», которые предъявляются миром природы к тем, кто вступает с ним в общение. Данный метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосредственного взаимодействия личности с ними.
Например, перед походом в лес педагог настраивает школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Лесу». Ведь, когда идут в гости к тем, кого уважают, то и одеться стремятся соответственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если предстоит собирать грибы, то надо трансе подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтиленовый мешок, в котором они непременно превратятся в скользкое месиво.
Использование данного метода, наряду с формировани-'•м стратегий и технологий взаимодействия с природой, ока-:ывает влияние и на подструктуру субъективного отношения к природе.
Метод ритуализации экологической деятельности (от пат. пШаШ — обрядовый) заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятельностью, направленной на мир природы.
Данный метод позволяет создать мотивацию экологической активности личности, регулировать стратегии эко-югической деятельности, стимулировать .совершенствование технологий этой деятельности.
Ритуализация, основанная на эксцентрической идеологии, обусловливает выбор личностью стратегии соучастия, сотрудничества с миром природы, осуществляемой с помощью соответствующих технологий.
Данный метод, например, позволяет мотивировать и структурировать деятельность школьников путем организации экологических клубов, отрядов, движений и т. д. Важными условиями реализации этого метода являются наличие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т. д.), иерархии (звания и привилегии), устава и т.д.1
Данный метод преимущественно связан именно с формированием подструктуры стратегий и технологий взаимодействия с природой.
Метод экологической заботы заключается в педагогической актуализации экологической активности личности, направленной на оказание помощи и содействие природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях.
Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом, в контексте заботы о мире природы, личность мотивируется к повышению своей экологической компетентности — к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно делать, и уметь это делать.
В качестве примера может быть описана следующая ситуация. Во время уборки школьной территории группа шестиклассников получила задание перенести кучу битых кирпичей и листов шифера. Дело было осенью, и когда эта куча оказалась разобранной, под ней обнаружили более десятка жаб и тритонов, которые явно обосновались здесь на зимовку. Школьниками было принято решение перенести их в подходящее место, и земноводные перекочевали в укромный уголок под штабелями досок, где условия для их зимовки тоже были вполне подходящими.
Использование данного метода, наряду с формированием стратегий и технологий взаимодействия с природой, оказывает влияние и на подструктуру экологических представлений.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности