logo
Дерябо С

Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой

Принцип коактивности (от лат. соаспо — содействие) с миром природы. Этот принцип обусловливает использование в педагогическом процессе таких методов, ко­торые способствуют формированию экологически целесо­образных стратегий и технологий экологической деятель­ности.

Данный принцип предусматривает стимулирование стра­тегии помощи миру природы и освоения соответствующих технологий, которые позволяют личности «соучаствовать» в жизни самой природы, процессах, протекающих в ней. Это и забота о мальках, оставшихся в, пересыхающей луже, и изготовление кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке и т. д.

При этом важно применять методы, позволяющие орга­низовывать и координировать экологическую деятельность школьников, а также методы, стимулирующие повышение собственной экологической компетентности, способствую­щие формированию экологически целесообразного типа от­ношения к природе.

Метод экологических экспектаций (англ. ехресШюп — ожидание) заключается в педагогической актуализации ожиданий будущих контактов личности с миром природы.

Личность заранее технологически готовится к встрече с природными объектами, психологически настраивается на )ту встречу, чтобы соответствовать тем «требованиям», ко­торые предъявляются миром природы к тем, кто вступает с ним в общение. Данный метод позволяет стимулировать субъектификацию природных объектов еще до непосред­ственного взаимодействия личности с ними.

Например, перед походом в лес педагог настраивает школьников на то, что им предстоит «идти в гости к Лесу». Ведь, когда идут в гости к тем, кого уважают, то и одеть­ся стремятся соответственно: поаккуратнее, покрасивее, а не как попало. Если предстоит собирать грибы, то надо трансе подготовить для них такую корзинку, в которой грибам «будет удобно», в которой они будут особенно красиво выглядеть, а не засовывать их в полиэтиленовый мешок, в котором они непременно превратятся в скольз­кое месиво.

Использование данного метода, наряду с формировани-'•м стратегий и технологий взаимодействия с природой, ока-:ывает влияние и на подструктуру субъективного отноше­ния к природе.

Метод ритуализации экологической деятельности (от пат. пШаШ — обрядовый) заключается в педагогической организации ритуалов и традиций, связанных с деятель­ностью, направленной на мир природы.

Данный метод позволяет создать мотивацию экологи­ческой активности личности, регулировать стратегии эко-югической деятельности, стимулировать .совершенствова­ние технологий этой деятельности.

Ритуализация, основанная на эксцентрической идеоло­гии, обусловливает выбор личностью стратегии соучастия, сотрудничества с миром природы, осуществляемой с по­мощью соответствующих технологий.

Данный метод, например, позволяет мотивировать и структурировать деятельность школьников путем органи­зации экологических клубов, отрядов, движений и т. д. Важ­ными условиями реализации этого метода являются нали­чие соответствующей символики (эмблема, флаг, девиз, награды и т. д.), иерархии (звания и привилегии), устава и т.д.1

Данный метод преимущественно связан именно с фор­мированием подструктуры стратегий и технологий взаимо­действия с природой.

Метод экологической заботы заключается в педаго­гической актуализации экологической активности личнос­ти, направленной на оказание помощи и содействие приро­дным объектам, особенно в трудных для них ситуациях.

Данный метод стимулирует проявление сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного учас­тия в жизненных ситуациях природных объектов. При этом, в контексте заботы о мире природы, личность мотивирует­ся к повышению своей экологической компетентности — к освоению необходимых знаний, умений и навыков: чтобы оказать эффективную помощь какому-либо природному объекту, необходимо знать, что нужно делать, и уметь это делать.

В качестве примера может быть описана следующая си­туация. Во время уборки школьной территории группа шес­тиклассников получила задание перенести кучу битых кир­пичей и листов шифера. Дело было осенью, и когда эта куча оказалась разобранной, под ней обнаружили более десятка жаб и тритонов, которые явно обосновались здесь на зи­мовку. Школьниками было принято решение перенести их в подходящее место, и земноводные перекочевали в укром­ный уголок под штабелями досок, где условия для их зи­мовки тоже были вполне подходящими.

Использование данного метода, наряду с формирова­нием стратегий и технологий взаимодействия с природой, оказывает влияние и на подструктуру экологических пред­ставлений.