§ 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
В рамках перцептивного канала субъективное отношение к природному объекту начинает формироваться под влиянием так называемых естественных психологических релизеров. Естественные психологические релизеры — это специфические стимулы, определяющие направление и характер формирования субъективного отношения к природному объекту, действие которых эволюционно обусловлено и связано с определенными свойствами, присущими самому природному объекту как таковому.
Естественные психологические релизеры оказывают свое воздействие непосредственно в процессе восприятия природного объекта, т. е. независимо от того, получает ли человек о нем какую-либо вербальную информацию и вступает ли с ним в практическое взаимодействие. В целом, главным критерием отнесения каких-либо релизеров к релизерам перцептивного канала является их связь именно с первой сигнальной системой.
Естественные психологические релизоры классифицируются в зависимости от того, на какие сенсорные системы они воздействуют. Соответственно, выделяются визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые психологические релизеры.
Визуальные психологические релизеры воспринимаются с помощью зрительного анализатора и связаны с визуальным обликом природного объекта, в первую очередь, с цветом, формой, очертаниями силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами, светотеневыми особенностями и т. д.
Положительными визуальными релизерами являются, например, относительно большие глаза, которые характерны для ночных и сумеречных животных (совы, сони, галаго), длинные уши у зайцев и кроликов, пустынного ушастого ежа или лисицы-фенек, разноцветная раскраска птиц, особенно длинных перьев хвоста (петух) или хохолка (какаду) и т. д.
«У самой дороги, утопая по колено в желтых кустах, стояли и смотрели на нас шесть гуанако. Гуанако — это дикие родичи лам... Огромные, широко раскрытые глаза придавали им до того невинный вид, что это зрелище исторгло у женской половины экспедиции восторженные вздохи и сюсюканье»6.
Наиболее мощными отрицательными визуальными релизерами являются змееобразная форма и длинный голый хвост (крыса, мышь). Интересно, что угорь, совсем не имеющий отношения к змеям, воспринимается многими людьми отрицательно, в отличие от других рыб. И наоборот, хомяк, который отличается от «противной» мыши практически лишь отсутствием «мышиного хвоста», пользуется репутацией симпатичного комнатного животного, хотя, как правило, имеет весьма «трудный характер».
Аудиальные психологические релизеры воздействуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками (тон, тембр, ритм, высота и т. д.), свойственными природному объекту.
Положительные аудиальные релизеры — это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т. д.
К отрицательным аудиальным релизерам относятся, например, карканье вороны, пронзительные крики некоторых лесных птиц: многих из попугаев, «леденящее душу» уханье филина и т. п.
Тактильные психологические релизеры воздействуют на комплекс тактильных и температурных рецепторов и связаны с различными осязаемыми свойствами его поверхности и т. д.
Положительным тактильным релизером является, например, мягкая, пушистая, теплая поверхность природного объекта. Это может быть шерсть кролика или кошки, мягкая верхняя губа у лошади, ухо спаниеля и т. п.
Отрицательным тактильным релизером является холодная, скользкая, вязкая, липучая, колючая поверхность. Такими релизерами обладают, например, лягушка, угорь, репейник, череда и т. д.
Обонятельно-вкусовые психологические релизеры воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы и связаны с определенным качественными вкусовыми и обонятельными характеристиками природного объекта.
Наличие приятного запаха у многих цветов делает эти растения желанными объектами для контактов: например, ландыши, жасмин, сирень и т. д.
В других случаях именно неприятный запах оказывается решающим препятствием для возникновения положительного отношения: «вонючий хорек» или американский скунс стали даже отрицательными символами, ругательствами; ничем не выводимый запах кошачьей мочи («кошачий запах») часто является серьезным аргументом для родителей против того, чтобы завести ребенку дома кошку.
Поведенческие (витальные) психологические релизеры. Особое положение среди естественных релизеров перцептивного канала занимают специфические стимулы, которыми являются демонстрации природным объектом форм поведения, витальных проявлений, позволяющих установить определенный параллелизм с человеком.
Например, кошка моет своей лапой мордочку, собака тихонько сопит во сне, птицы «без устали» приносят в гнездо корм птенцам, проявляя себя как «образцовые родители», и т. д. Такие поведенческие и витальные проявления являются положительными психологическими релизерами.
И наоборот, когда в документальном фильме демонстрируется, как в тропическом лесу змея заглатывает птичку, пойманную и умерщвленную во время насиживания своих яиц, у людей возникает к змее — «коварной убийце» острая неприязнь.
Следует отметить, что поведенческие (витальные) релизеры могут быть присущи и растениям. Например, мимоза при прикосновении к ней сжимается, «выражая свое недовольство», такое ее «поведение» и является психологическим релизером.
В сущности, наиболее точное название данной группы релизеров — витальные, поскольку они в любом случае связаны с витальными проявлениями природных объектов: как животных, так и растений. Но для воспринимающего они субъективно являются «поведением» (в прямом, как с животными, или переносном, как с растениями, смысле). Поэтому данная группа и обозначается как «поведенческие (витальные) психологические релизеры».
Несмотря на то, что поведенческие (витальные) психологические релизеры, безусловно, являются релизерами именно перцептивного канала, поскольку действуют через первую сигнальную систему (а это, как уже говорилось, главный, критериальный признак отнесения релизеров к данному каналу), они составляют их специфическую группу.
Значение визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых релизеров строго эволюционно обусловлено, человек реагирует на них практически безусловно-рефлекторно (они, в сущности, являются собственно релизерами в это логическом понимании). Поведенческие (витальные) релизеры, хотя и имеют, безусловно, естественное происхождение, воспринимаются людьми всегда опосредованно, с точки зрения «аналогичных» человеческих витальных проявлений и человеческого поведения — к естественному значению релизера добавляется, привносится социальное.
Такой механизм восприятия сквозь призму социально выработанных значений сближает их с релизерами когнитивного канала1. В этом смысле они представляют собой переходную группу между психологическими релизерами перцептивного и когнитивного каналов.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности