logo
Дерябо С

Положительные и отрицательные психологические релизеры.

Определенные релизеры природных объектов (или целые их системы) могут оказывать свое воздействие и на человека. В одних слу­чаях они способствуют формированию положительного от­ношения к природным объектам.

Например, исследователи неоднократно отмечали, что форма головы ребенка — важный фактор, вызывающий родительские чувства у взрослого человека. (Ее особеннос­ти в период младенчества: укороченная лицевая часть, округлая форма, высокий лоб, большие размеры относитель­но всего тела — в сущности, являются для человека таким же релизером, как и специфическое расположение точек на внутренней стороне клюва у птенцов для птиц). Поэтому и детеныши животных, голова которых обладает сходной формой, вызывают у людей самые теплые чувства, стрем­ление проявить заботу и т. д. «Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пух­ленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми гла­зами».

«В травяном гнездышке на дне копошилась крохотная, не больше трех с половиной дюймов в длину, белочка. Судя по тому, что ее до сих пор покрывал тонкий, блестящий, как плюш, пушок и глаза еще не открылись, ей было всего не­сколько дней от роду. Я осторожно взял ее на руки. Пописки­вая, она лежала на моей ладони, и ее розовый ротик склады­вался в кружочек, как у юного певца из хора мальчиков, а крохотные лапки гладили мои пальцы. Я терпеливо ждал, когда иссякнет поток антропоморфизмов, на которые так щед­ра моя супруга».

В других случаях воздействие релизеров способствует формированию отрицательного отношения к природным объектам. Например, «кровожадный» оскал зубов и малень­кие глазки гиены, а также «отвратительное» охотничье по­ведение вызывают у людей сильнейшую неприязнь к ней. (Гиены во время охоты нападают стаей на ослабленное жи­вотное и — еще живого! — разрывают его на куски, а кроме того, питаются падалью.)

«Огромные пальмовые пауки всегда вызывали у меня от­вращение. Туловище их величиной с яйцо, длинные ноги легко обхватывают большую тарелку. Обычный цвет этих пауков тем­но-коричневый, сверху они покрыты густым, светло-коричне­вым мехом. Взгляд их маленьких блестящих глаз казался мне злобно-вызывающим».

Различие между релизерами и психологическими релизерами.

Идея ключевых стимулов, возникшая в рамках этоло­гии, легла в основу пред­ставления о так называемых «психологических релизерах», которые анализируют­ся в экологической психологии. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объек­том, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.

Между собственно релизерами и психологическими ре­лизерами существуют два принципиальных отличия.

Во-первых, если на воздействие собственно релизера животное или человек дает строго определенную реакцию безусловно-рефлекторно, то воздействие на человека пси­хологических релизеров всегда так или иначе опосредство­вано всем его внутренним миром. На разных людей одни и те же психологические релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека они также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста деятельности и т. д. Во-вторых, если собственно релизерами могут являться только непосредственно воспринимаемые стимулы, т. е. связанные с первой сигнальной системой, то в качестве пси­хологических релизеров, определяющих направление и ха­рактер формирования субъективного отношения человека к тому или иному природному объекту, могут выступать и стимулы, получаемые им через вторую сигнальную систе­му (как правило, это вербальная (словесная) информация). Поэтому в экологической психологии, чтобы подчер­кнуть эти различия, при анализе процесса формирования отношения к природным объектам используется термин «психологический релизер»1. (Следует отметить, что отдельные психологические релизеры, в сущности, являются со­бственно релизерами в их этологическом понимании.)

Психологические релизеры весьма разнообразны по сво­ему характеру и могут оказывать воздействие по всем трем каналам формирования отношения: перцептивному, когни­тивному и практическому.

Существенная роль психологических релизеров в процессе формирования субъективного отношения к природным объек­там была экспериментально подтверждена в специальном ис­следовании, проведенном на школьниках 11-12 лет.

Испытуемым зачитывались два небольших рассказа под общим названием «Необычайные приключения Коли», в кото­рых описывались встречи мальчика с инопланетными сущес­твами: «хорошим» и «плохим». В описании первого существа использовались релизеры, способствующие формированию положительного отношения, в описании второго — отрицатель­ного. Релизеры в рассказах попарно уравновешивались: напри­мер, у первого существа «большие голубые глаза», у второ­го — «узкие стеклянные глаза». Рассказы были сконструирова­ны только из психологических релизеров и связующих сюжетообразующих элементов: «подошел», «увидел», «побежал» и т. д., всякие оценочные суждения, характеристики и т. п. ис­ключались. Таким образом, то или иное отношение к этим су­ществам могло формироваться только под влиянием воздей­ствия релизеров.

После прочтения рассказов испытуемым предлагалось с по­мощью 5-балльной шкалы ответить на четыре вопроса, соответ­ствующих четырем компонентам интенсивности отношения: пер­цептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному.

  1. Понравилось ли Вам это существо, вызвало ли оно у Вас симпатию?

  2. Захотели ли Вы узнать еще что-нибудь об этом су­ществе?

  3. Хотелось ли Вам делать что-то вместе с этим существом (играть, работать, учиться и т. п.)?

  4. Если кто-то из Ваших друзей и знакомых мог бы чем-то ему угрожать, вступили бы Вы с ними в конфликт, чтобы за­щитить это существо?

Оказалось, что по каждому вопросу в отдельности и по сумме всех вопросов первое существо получило значительно более высокие оценки, чем второе, иными словами, к первому существу сформировалось значительно более положительное отноше­ние, чем ко второму.

Интересно, что у мальчиков не было обнаружено достовер­ных различий в стремлении получать информацию об этих су­ществах и практически взаимодействовать с ними, но сущес­твовало различие в готовности их защищать. У девочек же, на­оборот, фактор «положительности» релизеров оказал значимое воздействие на желание получать информацию об этих сущест­вах и практически взаимодействовать с ними, но не имел реша­ющего значения в плане готовности их защищать: они стали бы это делать и в том, и в другом случае.

Таким образом, «знак» (положительный или отрицатель­ный) психологических релизеров, связанных с природным объектом, самым существенным образом определяет направ­ление развития отношения к нему.