Положительные и отрицательные психологические релизеры.
Определенные релизеры природных объектов (или целые их системы) могут оказывать свое воздействие и на человека. В одних случаях они способствуют формированию положительного отношения к природным объектам.
Например, исследователи неоднократно отмечали, что форма головы ребенка — важный фактор, вызывающий родительские чувства у взрослого человека. (Ее особенности в период младенчества: укороченная лицевая часть, округлая форма, высокий лоб, большие размеры относительно всего тела — в сущности, являются для человека таким же релизером, как и специфическое расположение точек на внутренней стороне клюва у птенцов для птиц). Поэтому и детеныши животных, голова которых обладает сходной формой, вызывают у людей самые теплые чувства, стремление проявить заботу и т. д. «Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пухленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми глазами».
«В травяном гнездышке на дне копошилась крохотная, не больше трех с половиной дюймов в длину, белочка. Судя по тому, что ее до сих пор покрывал тонкий, блестящий, как плюш, пушок и глаза еще не открылись, ей было всего несколько дней от роду. Я осторожно взял ее на руки. Попискивая, она лежала на моей ладони, и ее розовый ротик складывался в кружочек, как у юного певца из хора мальчиков, а крохотные лапки гладили мои пальцы. Я терпеливо ждал, когда иссякнет поток антропоморфизмов, на которые так щедра моя супруга».
В других случаях воздействие релизеров способствует формированию отрицательного отношения к природным объектам. Например, «кровожадный» оскал зубов и маленькие глазки гиены, а также «отвратительное» охотничье поведение вызывают у людей сильнейшую неприязнь к ней. (Гиены во время охоты нападают стаей на ослабленное животное и — еще живого! — разрывают его на куски, а кроме того, питаются падалью.)
«Огромные пальмовые пауки всегда вызывали у меня отвращение. Туловище их величиной с яйцо, длинные ноги легко обхватывают большую тарелку. Обычный цвет этих пауков темно-коричневый, сверху они покрыты густым, светло-коричневым мехом. Взгляд их маленьких блестящих глаз казался мне злобно-вызывающим».
Различие между релизерами и психологическими релизерами.
Идея ключевых стимулов, возникшая в рамках этологии, легла в основу представления о так называемых «психологических релизерах», которые анализируются в экологической психологии. Психологический релизер — это специфический стимул, связанный с природным объектом, определяющий направление и характер формирования субъективного отношения к нему.
Между собственно релизерами и психологическими релизерами существуют два принципиальных отличия.
Во-первых, если на воздействие собственно релизера животное или человек дает строго определенную реакцию безусловно-рефлекторно, то воздействие на человека психологических релизеров всегда так или иначе опосредствовано всем его внутренним миром. На разных людей одни и те же психологические релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека они также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста деятельности и т. д. Во-вторых, если собственно релизерами могут являться только непосредственно воспринимаемые стимулы, т. е. связанные с первой сигнальной системой, то в качестве психологических релизеров, определяющих направление и характер формирования субъективного отношения человека к тому или иному природному объекту, могут выступать и стимулы, получаемые им через вторую сигнальную систему (как правило, это вербальная (словесная) информация). Поэтому в экологической психологии, чтобы подчеркнуть эти различия, при анализе процесса формирования отношения к природным объектам используется термин «психологический релизер»1. (Следует отметить, что отдельные психологические релизеры, в сущности, являются собственно релизерами в их этологическом понимании.)
Психологические релизеры весьма разнообразны по своему характеру и могут оказывать воздействие по всем трем каналам формирования отношения: перцептивному, когнитивному и практическому.
Существенная роль психологических релизеров в процессе формирования субъективного отношения к природным объектам была экспериментально подтверждена в специальном исследовании, проведенном на школьниках 11-12 лет.
Испытуемым зачитывались два небольших рассказа под общим названием «Необычайные приключения Коли», в которых описывались встречи мальчика с инопланетными существами: «хорошим» и «плохим». В описании первого существа использовались релизеры, способствующие формированию положительного отношения, в описании второго — отрицательного. Релизеры в рассказах попарно уравновешивались: например, у первого существа «большие голубые глаза», у второго — «узкие стеклянные глаза». Рассказы были сконструированы только из психологических релизеров и связующих сюжетообразующих элементов: «подошел», «увидел», «побежал» и т. д., всякие оценочные суждения, характеристики и т. п. исключались. Таким образом, то или иное отношение к этим существам могло формироваться только под влиянием воздействия релизеров.
После прочтения рассказов испытуемым предлагалось с помощью 5-балльной шкалы ответить на четыре вопроса, соответствующих четырем компонентам интенсивности отношения: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному.
Понравилось ли Вам это существо, вызвало ли оно у Вас симпатию?
Захотели ли Вы узнать еще что-нибудь об этом существе?
Хотелось ли Вам делать что-то вместе с этим существом (играть, работать, учиться и т. п.)?
Если кто-то из Ваших друзей и знакомых мог бы чем-то ему угрожать, вступили бы Вы с ними в конфликт, чтобы защитить это существо?
Оказалось, что по каждому вопросу в отдельности и по сумме всех вопросов первое существо получило значительно более высокие оценки, чем второе, иными словами, к первому существу сформировалось значительно более положительное отношение, чем ко второму.
Интересно, что у мальчиков не было обнаружено достоверных различий в стремлении получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но существовало различие в готовности их защищать. У девочек же, наоборот, фактор «положительности» релизеров оказал значимое воздействие на желание получать информацию об этих существах и практически взаимодействовать с ними, но не имел решающего значения в плане готовности их защищать: они стали бы это делать и в том, и в другом случае.
Таким образом, «знак» (положительный или отрицательный) психологических релизеров, связанных с природным объектом, самым существенным образом определяет направление развития отношения к нему.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности