logo
Дерябо С

§ 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.

Третьей задачей экологического образования является формирование адекватных стратегий и конкретных техно­логий взаимодействия с природными объектами.

Важнейшей характеристикой экологичной личности яв­ляется стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое, с позиций экологической пси­хопедагогики, в наибольшей степени формируется через освоение соответствующих стратегий и технологий в про­цессе практической деятельности с конкретными природны­ми объектами.

В соответствии с этим, главным ориентиром при реше­нии данной задачи экологического образования является принятие личностью стратегий и освоение технологий не­прагматического взаимодействия с миром природы.

В основе выбора личностью тех или иных стратегий вза­имодействия с природными объектами лежат существую­щие у нее экологические представления и субъективное от­ношение к данным природным объектам. Но те или иные стратегии могут считаться сформированными только в том случае, когда они обеспечены владением соответствующи­ми технологиями.

Технологии эстетического освоения природных объектов.

Экспериментальные исследования показывают, что существует рассогласование между потребностью людей

в эстетическом освоении мира природы, наслаждении ее красотой и предпочтением тех или иных видов деятельности, направленной на приро­ду. Люди занимаются сбором ягод, грибов, рыбалкой и т. д., а природой любуются «между делом». Проводить время среди природы, не мотивируя это хоть какой-либо ощути­мой и понятной пользой (например, «дышать свежим воз­духом для здоровья» и т. д.), до сих пор считается как-то не совсем «достойным» серьезного человека: просто так бро­дить по лесу или наслаждаться кваканьем лягушек на боло­те могут лишь одни чудаки.

Показателен случай, произошедший с группой наших со­отечественников в Японии. Согласно программе местной ту­ристической фирмы, их отвезли на автобусе в горы и высади­ли на специально оборудованной смотровой площадке. Пред­полагалось, что они будут наслаждаться «любованием» прекрас­ным пейзажем. Автобус вернулся через... два часа. Все это вре­мя наши туристы изнывали от тоски, сожалея о «потраченном впустую» времени, проклиная сотрудников фирмы с их глупы­ми «затеями».

В европейской культурной традиции не распростране­ны соответствующие технологии эстетического поведения в природе, хотя на уровне стратегий наслаждение красо­той природы признается вполне «достойным и благ благород­ным» занятием. В то же время система подготовки суровых японских самураев, наряду с боевыми искусствами, предусматривала также и обучение стихосложению (в ос­новном, на тему восприятия мира природы) и составлению растительных композиций (икебана).

Таким образом, в процессе экологического образования необходимо особое внимание уделять овладению личностью технологиями, необходимыми для эстетического освоения мира природы.

Одной из быстро завоевывающих в нашей стране широ­кую популярность технологий эстетического освоения мира природы является икебана. Это слово переводится с япон­ского как «пробудить растение к новой жизни» или «искус­ство ставить ветки и цветы в сосуды».

Икебана — символ творческого сотрудничества приро­ды и человека. Эта технология позволяет почувствовать со­стояние гармонии с миром природы. При составлении ком­позиции должна быть «понята душа растения», постигнуты его красота, характер и нюансы витальных проявлений. Ос­ваивая технологию икебаны, школьники учатся выражать свои мысли и чувства через растения, являющиеся смысло­выми знаками.

Безусловно, эстетическому освоению мира природы спо­собствует изобразительное творчество. Среди тысяч лю­дей, отправляющихся в лес с корзинками для грибов, в луч­шем случае можно встретить одного-двух, идущих туда с мольбертами. В процессе рисования пейзажа, отдельного животного или растения органично постигаются цвета и их сочетания, формы, пропорции, размеры, симметрия и т. д. Изображение природных объектов актуализирует ассоциа­ции, размышления о гармонии, совершенстве мира приро­ды, о его хрупкости и уязвимости.

Художественная фотография также способствует эсте­тическому освоению мира природы. По сравнению с рисо­ванием, фотографирование — более динамичная техноло­гия, позволяющая оперативно запечатлевать интересные моменты в жизни природы.

Целям экологического образования может служить и литературное творчество на тему мира природы. Стихи и сочинения (рассказы) могут посвящаться и отдельным лан­дшафтам, и временам года, и конкретным растениям или животным. Литературное творчество целесообразно и умес­тно не только во внеклассной обстановке, но и на различ­ных уроках.

Углублять свое эстетическое освоение природы можно также с помощью музыки, пластики, различных видов де­коративно-прикладного искусства (орнамент, вышивка, ап­пликация, керамика и т. д.).

В целом, арсенал технологий эстетического освоения мира природы достаточно широк и может быть эффектив­но использован в процессе экологического образования.

Технологии получения научной информации о мире природы.

Технологии научного познания мира природы традиционно наиболее широко представлены в школьном образовании. Методики их освоения, как правило, отработаны и педагоги их актив­но используют.

Одним из наиболее популярных среди школьников видов деятельности является коллекционирование. Это естественное, интересное для учащихся и вместе с тем познавательное заня­тие может эффективно использоваться в процессе эко­логического образования. Крайне важно, чтобы при этом не наносился ущерб самим природным объектам. Можно кол­лекционировать элементы природных объектов (например, перья птиц, листья растений, оставленные гнезда) или следы деятельности животных (например, погрызенные шишки и четки, помет), образцы минералов, интересные коряги и т. д. Познавательными являются также коллекции марок, значков, денежных знаков, гербов, эмблем с изображением природных объектов, а также их фотографий и записей го­лосов на пластинках или аудиокассетах.

Крайне важно, чтобы все коллекции были тщательно систематизированы, оформлены, снабжены этикетками и пояснительными надписями.

Необходимо обучать технологиям наблюдения за при­родными объектами: планировать наблюдение, грамотно и точно фиксировать факты, производить элементарную ста­тистическую обработку наблюдений, представлять матери­алы в табличном виде, наконец, делать обобщения и выво­ды. Большую педагогическую ценность имеет правильное и систематическое ведение дневника наблюдений, в кото­ром целесообразно размещать также зарисовки и фотогра­фии.

Все сказанное относится и к постановке натуралисти­ческих, экспериментов. Как бы это ни показалось странным, но полный отказ от экспериментов, связанных с деструк­тивным воздействием на мир природы, больше способству­ет реализации целей экологического образования, чем уг­лубление каких-либо биологических понятий, достигаемое в процессе подобных экспериментов.

Таким образом, овладение технологиями исследователь­ской деятельности является крайне необходимым для ре­шения задач экологического образования. Кроме этого, без­условно, необходимо освоить и технологии работы с учеб­ной, научной и научно-популярной литературой: конспек­тирование, реферирование, рецензирование, работа с биб­лиотечными каталогами и т. д.

Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды.

Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных

рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако» живые существа в человеческом жилище не всегда выглядят здоровыми и жизнерадостными. Бледные, хилые растения в грязных гор­шках и вялые рыбы в запущенном аквариуме не редкость в школьном интерьере. В то же время, в школьных биологи­ческих курсах (ботаники и зоологии) уделяется совершенно недостаточно внимания освоению соответствующих техно­логий, хотя это всегда вызывает живой отклик и интерес учащихся.

В процессе экологического образования целесообразно познакомить учащихся с технологией содержания ближай­ших спутников человека — собак и кошек. Существуют спе­циальные области науки кинология (о собаках) и фелиноло­гия (о кошках), в которых самым тщательным образом раз­работаны правила и приемы кормления, лечения, содер­жания и разведения этих животных. Учащихся также сле­дует познакомить с характеристиками различных пород, принципами оценивания животных на выставках, приема­ми воспитания и дрессировки, племенной работы и т. д.

Совершенно особая технология содержания водных ор­ганизмов — аквариумистика. К сожалению, во многих ме­тодических пособиях для учителей аквариумистика до сих пор представлена сведениями, взятыми из книги А.Я. Гер-да «Живые животные в школе», изданной в 1954 г., кото­рые благополучно «кочуют» из пособия в пособие. Безус­ловно, почти за полвека технология содержания аквариум­ных растений, беспозвоночных и рыб значительно усовер­шенствовалась.

Школьники должны узнать о современных способах из­готовления аквариумов, их размещения, технического ос­нащения (освещение, обогрев, фильтрация); о различных группах аквариумных животных и растений; о приемах обо­рудования аквариума (подготовка и укладка грунта, запол­нение водой, поставка растений); о беспозвоночных, служа­щих кормом для рыб (дафнии, циклопы, артемия и др.), о их добывании и сохранении; о разведении рыб и растений и многом другом. Овладение аквариумной технологией поз­волит школьникам открыть для себя совершенно непости­жимый, фантастический мир подводной природы, мир, ко­торый продолжает оставаться для человека малодоступным и таинственным.

Содержание тропических птиц не менее увлекательное и также широко распространённое занятие. Однако по сравнению с волнистым попугаем и канарейкой, другие птицы как в школах, так и в квартирах встречаются значительно реже. Тем не менее, такие «надежные» и совершенно одо­машненные птицы, как ткачики (например, японские и зеб­ровые амадины), могут занять достойное место среди оби­тателей живых уголков, если школьники будут владеть тех­нологией содержания птиц в человеческом жилище: требо­ваниями к помещениям для птиц (это не только клетки, но и садки, и вольеры); особенностями ухода, кормления, профилактики болезней и лечения; тонкостями разведения и селекционной работы.

Наконец, комнатные растения. Нетрудно заметить, что на подоконниках от Сахалина до Калининграда встречается скудный набор одних и тех же растений — самых выносли­вых, самых неистребимых неумелыми человеческими ру­ками. Распространено ошибочное мнение, что достаточно взять глиняный вазон, насыпать в него земли с клумбы, посадить растение, а затем раз в несколько дней поливать водой из-под крана и весь технологический цикл этим ис­черпывается.

Многообразие комнатных растений не уступает много­образию аквариумных рыб и, безусловно, превосходит ко­личество видов экзотических птиц, содержащихся в жили­ще человека. Но, чтобы украсить интерьеры тропическим садом, необходимо освоить ряд несложных технологичес­ких приемов, связанных с подбором посуды, устройством дренажа, подбором субстратов-,- правилами посадки, выбо­ром режима освещения, полива и опрыскивания в зависи­мости от вида растения и времени года, применением удоб­рений, защитой от вредителей, наконец, с особенностями размножения различных групп комнатных растений.

Учащиеся должны знакомиться также с менее распрос­траненными, но столь же интересными технологиями со­держания террариумных животных, экзотических насеко­мых, мелких грызунов и т. д.

Общая стратегия содержания растений и животных за­ключается в отборе природных объектов, которые стали уже одомашненными, успешно живут и размножаются в нево­ле. Тем более, что «климатические условия» наших поме­щений близки климатическим условиям тропических реги­онов их «исторической родины». Педагогически целесооб­разно, чтобы школьники понимали, что животным и расте­ниям нашей природы «лучше живется» в «родном» лесу, озере, болоте и т. д.

Второе стратегическое положение заключается в стрем­лении создать природным объектам условия для «полной самореализации», чтобы живые существа чувствовали себя в условиях искусственной среды всегда хорошо, могли раз­множаться, воспитывать потомство. В этом случае школь­ники действительно смогут гордиться своей технологичес­кой вооруженностью, а не ощущать себя натуралистами-тюремщиками.

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде.

Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Прак­тически вся «широта» такого рода деятельности представле­на в строке из некогда популярной песенки: «В Подмосковье ловятся лещи, водятся грибы, ягоды, цветы. Лучше места в мире не ищи...». В процессе экологического образования целесообразно сформировать у школьников как стратегии «бережной» добывающей деятельности, так и соответству­ющие адекватные «ресурсосберегающие технологии».

Главное стратегическое положение добывающей дея­тельности заключается в преодолении широко распростра­ненных экологических установок типа: «Природа не обед­неет», «На мой век хватит» и т. д. Основным психологичес­ким контекстом такой деятельности должна стать радость от встречи с миром природы, отношение к его «дарам» как к удивительным и чудесным природным творениям. В про­цессе добывающей деятельности очень важно ставить соответствующие познавательные и эстетические педагогичес­кие акценты.

Сбор грибов — уникальное по увлекательности занятие, позволяющее в полной мере реализовать охотничий инстинкт человека. Это занятие позволяет педагогу органично «под­ставлять» познавательную мотивацию вместо узко прагма­тической.

В процессе экологического образования учащиеся могут овладеть также методикой составления карты грибов, на­блюдения за динамикой их роста, способами закладки гриб­ных плантаций, приемами заготовки, искусством грибной кулинарии и т. д.

В содержательном плане стратегия и технология сбора ягод (земляника, малина, черника и др.) во многом анало­гичны тому, что говорилось о грибах. В отношении ягод­ных растений могут быть рассмотрены все указанные ас­пекты. Для примера отметим только одно принципиаль­ное отличие в стратегии сбора. Если при сборе грибов луч­ше оставлять самые маленькие из них (их практически не­возможно отделить от грибницы, не повредив ее), то, со­бирая ягоды, экологически целесообразно оставлять самые крупные, так как в них созревают «крупноплодные» семе­на. Можно даже специально собирать крупные ягоды для закладки в лесу новых ягодных плантаций.

Хотя занятие рыбной ловлей, как лишающее жизни при­родные объекты, противоречит принципам экологической психопедагогики, его огромная популярность требует уделения внимания в процессе экологического образования. К счастью, рыбалка в большинстве случаев рассматривается школьниками не с прагматических, а с эстетических и поз­навательных позиций. Экспериментально установлено, что степень непрагматического отношения к миру природы у активных рыболовов-любителей выше, чем в среднем на выборке сверстников.

Педагогически целесообразно формировать- у юных ры­боловов следующую стратегию — поймать крупную рыбу на тонкую изящную снасть; ловить не все, что попадется на крючок, а ту рыбу, которую задумал поймать заранее — изучил ее образ жизни и местообитание, подготовил соот­ветствующую снасть и насадку и т. д. Целесообразно при­влекать школьников-рыболовов к участию в международ­ном рыболовном движении за выпуск пойманной рыбы. Следует отметить, что в некоторых школах Германии ры­боловство преподается как учебный предмет (в том числе и для девочек). Есть такая школа и в Москве.

В процессе экологического образования целесообразно включить также освоение технологий сбора лекарственных растений, фотоохоты, полевого определения различных природных объектов.

Технология природоохранной деятельности.

Основным стратегическим положением природоохранной деятельности школьников может служить идея посильной индивидуальной помощи миру природы, их участия «в работе самой приро­ды». Это положение выражается в формуле «мы природе». Деятельное соприкосновение с миром природы, забота о благополучии тех или иных природных объектов порожда­ет особое ощущение включенности в мир природы, психо­логического единства в этим миром.

Одной из наиболее популярных природоохранных тех­нологий является подкормка животных в трудный зимний период. В процессе экологического образования школьники должны освоить специфику использования различных ти­пов птичьих кормушек, выбор материалов и приемы их из­готовления, правила размещения. Особое внимание уделя­ется летней и осенней заготовке семян различных трав для зимней подкормки птиц.

В сельских районах школьники могут участвовать в зимней подкормке копытных, устройстве солонцов и т. д. Не менее распространено и оборудование искус­ственных гнездовий для птиц. Важно, чтобы школьни­ки хорошо ориентировались в размерах и особенностях устройства гнездовий для различных видов птиц, разбирались в правилах их развешивания, защиты от хищни­ков. Отметим, что гнездовья могут предназначаться не только для мелких птиц, но и для аистов, водоплаваю­щих, хищных.

В последние годы во многих местах стали создаваться школьные энтомологические микрозаказники для охраны насекомых, создания условий их выживания в условиях раз­рушения естественной среды. Микрозаказником может слу­жить просто некошеный участок луга или пустыря. Уче­ными разработаны специальные «домики» для некоторых перепончатокрылых (диких одиночных пчел, шмелей), ко­торые могут оборудоваться школьниками. Главное в мик­розаказнике — нетронутость растительного сообщества, слу­жащего насекомым и кормом и убежищем. Школьники могут участвовать в учете и защите (огораживании) мура­вейников.

Традиционно школьники участвуют в спасении маль­ков рыб из пересыхающих водоемов. Здесь важно, что­бы они научились технологии нетравмирующего отло­ва, правильной транспортировке (выбор емкости, плот­ность посадки, снабжение кислородом), грамотного вы­пуска мальков (место, время суток). На малых реках и в озерах могут устраиваться искусственные нерестилища и укрытия для рыб.

В содержание экологического образования целесооб­разно включать сведения об экологически грамотных при­емах проведения сельхозработ (применение ядохимика­тов и удобрений, биологические способы защиты расте­ний в саду и огороде). Школьники должны научиться ве­дению природоохранной пропаганды (плакаты, листовки, выставки, выступления), организации акций по благоус­тройству природных территорий (очистка берегов водо­емов, лесопосадки и т. д.).

В целом, содержание стратегической и технологической подготовки школьников к взаимодействию с миром приро­ды направлено на формирование экологического непрагма­тизма. Даже «добывающие» технологии ориентируются непрагматическим образом, акцентируются их познаватель­ные, эстетические составляющие.