logo
Дерябо С

Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.

Как уже отмечалось, важнейшую роль в процессе формирования экоцентрического типа экологического сознания личности играет складывающееся у нее субъективное отношение к миру природы субъектно-непрагматической модальности. Представление о трех каналах формирования отношения и соответствующей системе психологических механизмов позволяет выработать соответствующие педагогические стратегии.

Так, по перцептивному каналу может формироваться влечение к природным объектам. Основное значение при этом имеет система естественных релизеров, характерных для этих природных объектов. Следовательно, в педагоги­ческом процессе необходимо использовать аттракционные возможности самих природных объектов, то есть подбирать для демонстрации школьникам или для процесса их взаи­модействия с живыми существами таких представителей флоры и фауны, которые обладают релизерами, вызываю­щими положительную эмоциональную реакцию (стройное тело, большие глаза, «приятное» пение, мягкий, пушистый, с приятным запахом и т. д.).

Педагогу целесообразно также акцентировать внимание школьников на соответствующих свойствах животных и растений («Посмотрите, какие у него...», «Потрогайте его...» и т. д.). Эффективно также подчеркивать элементы паралнелизма с человеком как в аспекте тех или иных качеств, гак и в аспекте поведенческих проявлений («заботится о детях», «самоотверженно защищает территорию» и т. д.).

Необходимо стараться задействовать при этом различ­ные сенсорные системы ребенка («посмотри», «послушай», • понюхай», «потрогай» и т. п.).

В целом, реализация основного методологического при­нципа экологической психопедагогики в контексте действия механизмов перцептивного канала формирования субъективного отношения к природным объектам ориентирует педа­гога на осознанный отбор потенциально аттракционных при­родных объектов для взаимодействия с детьми и на актуа­лизацию действия положительных стимулов.

По когнитивному каналу происходит формирование ин­тереса личности к миру природы. Психологические зако­номерности действия стимулов когнитивного канала пред­определяют особенности педагогической стратегии воспи­тателя.

Необходимо учитывать влияние на формирование эко­логического сознания ребенка фольклорных образов живот­ных и растений, иметь в виду, что даже неявная этическая оценка сказочного поведения живых существ играет свою роль в процессе развития отношения к ним.

Следовательно, предлагаемый детям фольклорный ма­териал должен подвергаться соответствующему анализу и педагогическому отбору. Такой анализ предполагает также ориентацию на этнопсихологические, культурные установ­ки по отношению к тем или иным живым существам.

Сообщение школьникам экологической информации традиционно является основным способом экологического образования. Однако эти сведения оказываются значимыми для личности, т. е. не остаются интеллектуальным баллас­том и вовлекаются в процесс принятия решений и регуля­ции поведения, только тогда, когда они эмоционально ок­рашены.

В этом плане значение информации о поведении и соци­альной организации живых существ намного выше, чем информации о молекулярном, клеточном или анатомичес­ком их строении.

Одним из психологических механизмов, на основе ко­торого может проводиться педагогическая коррекция субъ­ективного отношения личности к миру природы, является интеллектуализация эмоций.

Интеллектуализация эмоций может оказывать и коррек­тирующее воздействие на процесс формирования субъектно-этического отношения в том случае, когда сформировавшееся ранее через перцептивный канал отрицательное от­ношение вступает в диссонанс с полученными человеком «положительными» экологическими фактами. Например, «кровожадный хищник» после прочтения книги Ф. Моуэта «Не кричи, волки!» предстает совершенно в другом свете. Канадский натуралист, месяцами наблюдавший за поведе­нием волчьей семьи из палатки, расположенной вблизи ло­гова, сообщает такие факты о поведении этих животных, которые буквально заставляют читателей изменить свое от­ношение к ним.

Таким образом, ориентация на психологические законо­мерности действия механизмов когнитивного канала фор­мирования субъективного отношения требует от педагога специфического анализа и соответствующего отбора фоль­клорной и научной информации для сообщения школьни­кам, а также позволяет производить эффективную коррек­цию отрицательного отношения к отдельным природным объектам на основе создания механизма интеллектуализа­ции эмоций.

Психологические закономерности действия механизмов практического канала формирования субъективного отно­шения к миру природы также обусловливают ряд специфи­ческих педагогических требований.

На основе действия механизмов практического канала происходит формирование у ребенка склонности к взаимо­действию с природными объектами, другими словами, к натуралистической деятельности. Важнейшим условием является педагогическое формирование мотивации взаимодействия с миром природы.

Психологический анализ показывает, что онтогенетичес­кое развитие мотивации рекреационных контактов человека с природой — это движение от конкретно-предметного к абстрактному, от материального к духовному; это путь от натуралистического коллекционирования к осмыслению вза­имосвязей в природе и наслаждению открывающейся при ном гармонией.

Но природоохранная деятельность становится личностно значимой и необходимой для человека лишь на «верши­не» такой «мотивационной пирамиды», когда она является внешней реализацией уже сформированного отношения к природе.

Таким образом, «включение» и «привлечение» к приро­доохранной деятельности школьников, зачастую не прошед­ших предыдущие онтогенетические стадии развития контак­тов с природой, не может быть педагогически высокоэф­фективным, не оправдывает тех надежд, которые возлага­ются на нее педагогами в процессе формирования экологи­ческого сознания. Попросту говоря, возникает ситуация с «телегой впереди лошади».

В процессе природоохранной деятельности, если она организуется вне рекреационного и онтогенетического кон­текста, природа воспринимается объектно. В этом плане психологически расчистка леса не отличается от покраски забора. Если же для человека характерно представление о Лесе как о сложном живом организме, как о партнере взаи­модействия, как о субъекте, то та же его расчистка стано­вится актом «помощи», «поддержки», проявлением эколо­гической активности личности. В этом случае природоох­ранная деятельность становится эмоционально насыщенной и оказывает на личность значительное влияние, выступает как эффективный фактор формирования ее экологического сознания.

Большим психолого-педагогическим потенциалом об­ладает использование в педагогическом процессе возмож­ности ребенка получать «ответы» от природных объектов на свою активность в отношении этих живых существ. Пе­дагогу необходимо развивать в детях сенситивность, чув­ствительность к этим «ответам». При этом целесообразно опираться на элементы совпадения, перекрывания комму­никативных систем человека и животных (и даже растений (!): запах, привлекающая красота цветков). Кроме того, нужно стимулировать в детях рефлексивный анализ своего экологического поведения и нейтрализовать механизм ра­ционализации своих неадекватных экологических действий. Таким образом, ориентация на психологические зако­номерности механизмов практического канала формирова­ния субъективного отношения требует от педагога повы­шать сенситивность ребенка к «ответам» природных объек­тов, влиять на рефлексивное осмысление им своего эколо­гического поведения.

Представление о системной модели процесса формиро­вания субъективного отношения личности к природе явля­ется своеобразной «психологической матрицей» (наподобие периодической таблицы Менделеева), на которую может быть наложена «педагогическая калька» соответствующих методов и приемов в формировании экологической личнос­ти, в которой педагогические средства конструируются та­ким образом, чтобы актуализировать определенный психо­логический механизм или их комбинацию.