§ 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
Модальность субъективного отношения к природе
Центральным параметром субъективного отношения является модальность — его качественно-содержательная характеристика. Какой же может быть модальность субъективного отношения к природе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть модели взаимодействия с природным объектом.
Человек может развертывать деятельность с природным объектом для получения какого-либо «полезного продукта»: например, выращивать индюка, чтобы потом поставить его в приготовленном виде на стол, держать во дворе собаку, чтобы она охраняла дом, и т. д. Мотивом этой деятельности является удовлетворение каких-либо прагматических потребностей человека (пищевых, производственных и т. п.), целью — получение определенного полезного продукта». Это наиболее частая — прагматическая — модель взаимодействия с природой.
Но возможен вариант и непрагматического взаимодействия. Такая модель характерна для настоящих любителей природы, своего рода «фанатов»: владельцев собак и кошек, аквариумных рыбок, комнатных растений, попугаев, канареек и т. д. Ни о каком «полезном продукте» в данном случае нет речи. Если спросить их, зачем они это делают, мы получим ответ: «Для души, для общения!». Такое явление знакомо каждому, кто когда-нибудь имел любимое животное или растение.
Поскольку субъективное отношение формируется (и реализуется) в деятельности, то оно имеет прямую связь с характером последней: если человек был включен в основном в прагматическую деятельность с объектами природы, то у него будет формироваться соответствующее прагматическое отношение к ней; если он был включен в непрагматическое взаимодействие — непрагматическое субъективное отношение.
Таким образом, модальность субъективного отношения, во-первых, может быть охарактеризована по оси «прагматическая — непрагматическая».
Вторая характеристика, по которой можно описать модальность, связана с вопросом: объектом или субъектом отношения личности является природа?
Ответ на него имеет принципиальное значение. Перефразируя древних: что возможно по отношению к быку, то невозможно по отношению к Юпитеру. Иными словами, действия, вполне допустимые и оправданные в отношении объектов, являются безнравственными и даже уголовно наказуемыми в отношении субъектов (точнее того, что считается в данном обществе субъектом). Массовые убийства рассматриваются как преступление против человечества и не имеют срока давности, а массовая вырубка леса — как хозяйственная деятельность и за выполнение плана по ней раньше давали премии. Но, с другой стороны, убийство раба, например, в Древнем Египте, приравнивалось к порче вещи, а североамериканские индейцы спрашивали у дерева разрешения срубить его и просили прощения за то, что им приходится это делать.
В этом случае «субъект» — это нечто вроде этикетки, таблички, которую воспринимающий «прикрепляет» к воспринимаемому и которая в результате определяет его поведение по отношению к последнему.
Таким образом, модальность субъективного отношения к природе может быть охарактеризована и по второй оси — «объектная — субъектная», т. е. относится личность к представителям природы как к объектам или же как к субъектам.
Соединение данных двух координат дает четыре типа модальности отношения к природе: 1) объектно-прагматический, 2) объектно-непрагматический, 3) субъектно-прагматический, 4) субъектно-непрагматический.
Рассмотрим эти четыре типа модальности на субъективном отношении к собакам.
Когда собака держится крестьянином на цепи для охраны двора, модальность отношения к ней, как правило, является объектно-прагматической. Она воспринимается именно как объект: характерно, что хозяин с ней почти не разговаривает, не играет, она, в общем-то, выполняет функцию звонка в городской квартире, является «сигнальным инструментом». Забота о ней (кормление, теплая будка и т. п.) психологически ничем не отличается от заботы этого крестьянина о своей телеге, когда он смазывает ось колеса, чтобы не скрипело. Цель взаимодействия хозяина с собакой носит явно выраженный прагматический характер.
Когда собака вдоль и поперек обвешивается датчиками в научной лаборатории, является «Инвентарным номером 563» и выступает в роли «носителя», объекта информации, субъективное отношение девушки-лаборантки, фиксирующей показания стрелок на приборах, является объектно-непрагматическим: ей от собаки «ничего не надо» (в отличие от объектно-прагматического отношения шефа лаборатории, для которого датчиками обвешана его «будущая диссертация»).
Субъектно-прагматическим может являться отношение владельца к своей породистой собаке, которую он готовит на выставку. Безусловно, он общается с ней, старается понять ее самочувствие, сопереживает, т. е. относится к ней как к партнеру, субъекту. Но тем не менее им порой преследуются прагматические цели: победа на выставке, продажа дорогих щенков, престиж, — собака выступает скорее как средство, а не как самоценность. Характерно, что в этом случае владелец заставляет ее делать то, что нужно ему, но ей не очень-то нравится, а иногда доставляет страдания.
И наконец, субъектно-непрагматическая модальность отношения характерна, например, для бабушки-пенсионерки, имеющей любимицу-болонку. Зачастую эта болонка является единственным другом, которому можно все рассказать, она, безусловно, субъект. Цель взаимодействия бабушки-пенсионерки со своей болонкой носит абсолютно непрагматический характер. Показательно, что она никогда не заставляет собачку делать то, что ей не нравится, скорее даже наоборот.
Субъектно-непрагматическая модальность отношения к природе является наиболее желательной. Именно такой является модальность субъективного отношения у настоящих любителей природы.
Интенсивность субъективного отношения к природе
Наряду с модальностью, одной из важнейших характеристик субъективного отношения является параметр интенсивности как показатель того, в какой степени запечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и в какой степени проявляется данное отношение. Именно через свое проявление субъективное отношение данной личности становится фактом жизненной ситуации других людей, благодаря этому они могут его «заметить». Можно даже сказать, что остальные аспекты субъективного отношения, описываемые другими параметрами, это «личное дело» каждого человека.
Что происходит с человеком, когда у него возникает какое-то новое субъективное отношение, например, когда он влюбляется? Совершенно очевидно, что он начинает по-другому чувствовать, по-другому думать, по-другому действовать и по-другому поступать. Иными словами, возникновение субъективного отношения связано с изменениями в личности, которые затрагивают ее аффективную, познавательную сферы, касаются осуществляемой личностью практической деятельности и — самое главное! — совершаемых ею поступков.
Соответственно в структуре параметра интенсивности выделяются четыре компонента: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
Перцептивно-аффективный компонент интенсивности отношения к природе характеризует уровень: 1) эстетического освоения объектов природы, 2) отзывчивости на их витальные проявления и 3) этического освоения.
1. Под эстетическим освоением объектов природы понимается восприимчивость, понимание и творческая трансформация в деятельности чувственно-выразительных элементов природных объектов, к которым относятся: 1) форма, очертание, силуэт; 2) цвет; 3) симметрия; 4) величина, размер; 5) светотеневые особенности; 6) динамические свойства; 7) осязаемые свойства поверхности; 8) звуковые характеристики (тон, тембр, ритм, высота) и т. д.
Иными словами, человек с высоким уровнем развития перцептивно-аффективного компонента больше «видит», «слышит», «чувствует» в объекте отношения, чем тот, у кого его уровень ниже. Например, если «обычный» человек слышит просто пение соловья, то настоящие любители способны отличать более десятка различных напевов.
Но высокий уровень развития перцептивно-аффективного компонента характеризуется не только повышенной восприимчивостью к чувственно-выразительным сигналам, получаемым от природных объектов, но и стремлением их получать — своеобразный «сенсорно-эстетический голод».
Показателем уровня эстетического освоения природных объектов является и свобода от существующих неадекватных социальных эстетических стереотипов. Примером таких стереотипов является отношение к «уродливым жабам», «противным крысам», тараканам и т. д. В этом случае способность человека увидеть красоту в грациозных движениях «коварной» змеи, любоваться ее экологической приспособленностью является показателем уровня эстетического освоения данного природного объекта и, соответственно, уровня развития перцептивно-аффективного компонента интенсивности отношения к природе.
2. Под отзывчивостью на витальные (от лат. vitalis — жизненный) проявления природных объектов понимается способность эмоционально отзываться на различные проявления жизнедеятельности их организмов.
Морозной зимой один человек может испытать чувство жалости к дворняжке, которая сидит съежившись около подъезда, а другой этого просто не заметит, один способен на эмпатию и идентификацию с природным объектом, другой — нет.
По сравнению с животными, отзывчивость на витальные проявления растений носит более сложный характер. Поэтому «обычный» человек просто поливает комнатные растения, «чтобы они не засохли»; в то же время существует множество людей, которые, поливая их, стараются доставить им радость, удовольствие «искупаться под тропическим дождем, которого им так не хватает в этой сухой квартире».
3. Под этическим освоением природных объектов понимается способность воспринимать мир природы сквозь призму человеческих этических норм. Например, мы не можем обойтись без моральной оценки «безнравственного» поведения кукушки, подкидывающей Своих детей в чужие гнезда, и не восхититься «благородным самопожертвованием» куропатки, которая, притворяясь раненной, отвлекает хищника (в том числе и человека) от места, где находится выводок.
Интересно, что иногда этический аспект восприятия мира входит в противоречие с витальным. Например, когда мы видим, как хищник в зоопарке терзает свою жертву, которой он питается, мы испытываем по отношению к нему отрицательные эмоции, интерпретируя его поведение как садистское убийство (в этот момент нам не приходит в голову «быть отзывчивыми» на его витальные проявления, вспомнить свое собственное чувство голода и свой обед).
Общим для всех трех аспектов рассматриваемого компонента интенсивности отношения является то, что тот или иной перцептивный факт получает эмоциональную оценку, аффективно окрашивается, перцептивные и аффективные процессы происходят в неразрывном единстве. Именно поэтому он обозначается как перцептивно-аффективный.
Когнитивный компонент характеризует уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности, связанной с природой, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию об объектах природы, в особой «информационной сенситивности» к ним и т. д.
При низком уровне сформированности когнитивного компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь перерабатывать поступающую о ней информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его субъективное отношение. При высоком уровне — человек сам стремится искать информацию, его активность в этом направлении является надситуативной, он сам организует познавательную деятельность.
Уровень сформированности когнитивного компонента на практике можно хорошо диагностировать в такой критериальной ситуации. Предположим, по радио идет какая-то передача. Станет ли человек ее слушать или переключит на другую программу? Конечно, все зависит от того, какая передача! Иными словами, все зависит от того, какое субъективное отношение существует у него к теме передачи — объекту отношения. В зависимости от этого один будет слушать передачу о животных, а другой попытается найти что-нибудь интересное для себя, например, рок-музыку.
Практический компонент характеризует уровень готовности и стремления к практическому взаимодействию объектами природы, осваивать необходимые для этого технологии (умения и навыки) и т. д.
При низком уровне сформированности практического компонента интенсивности отношения к природе человек готов лишь в какой-то мере включаться в практическую деятельность с природным объектом, которую организовывают другие люди, т. е. активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией. При высоком — сам стремится к разносторонней практической деятельности с природными объектами, имеет разнообразные увлечения, связанные с природой: например, он по выходным любит работать на своем огороде, часто ходит за грибами и ягодами, ездит на рыбалку, держит дома собаку и т. д.
Поступочный компонент характеризует уровень активности личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим субъективным отношением к природе.
Поступочный компонент принципиально отличается от практического: уход за аквариумными рыбками и активное участие в экологическом движении, охране природы — это две разные модели взаимодействия с природой. «Единицей» первой является то или иное практическое действие, «единицей» второй — именно поступок, являющийся актом нравственного самоопределения человека. (Безусловно, каждый поступок является тем или иным практическим действием и вплетен в ткань определенной практической деятельности, но не каждое практическое действие является поступком.) Поступок — это «демонстрация» личностью своего отношения.
В практическом компоненте взаимодействие с объектом отношения самоценно, а изменения окружения — лишь непринципиальное следствие; в поступочном — такое изменение становится как раз целью деятельности. В конечном счете, практический компонент — это «для себя», поступочный — «для других». Кормить свою собаку — это практическое действие; накормить голодную дворняжку — поступок; ласкать кошку друга — практическое действие; приютить у себя дома брошенного котенка — поступок; покопаться в выходной день на даче — практическое действие; порасчищать вместе с «зелеными» в этот день лес от мусора — поступок. При определенном внешнем сходстве это две принципиально различные психологические модели взаимодействия с природой.
Именно поступочный компонент является концентрированным выражением всего субъективного отношения к природе, в нем в наибольшей степени оно проявляется. В целом, от перцептивно-аффективного к поступочному компоненту интенсивности растет степень проявления субъективного отношения во внешнем плане, а также значимость собственной, надситуативной активности личности.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности