Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
Важнейшее значение в стратегическом планировании организации педагогического воздействия на личность ребенка всегда имеют его возрастные особенности. Соответственно данные об онтогенетических закономерностях формирования экологического сознания личности позволяют адекватным образом осуществлять педагогический процесс экологического образования.
Так, например, в дошкольном возрасте дети обладают таким специфическим свойством мышления, как «магия» (словам и жестам придается сила воздействия на внешние предметы). Это позволяет эффективно использовать в педагогическом процессе различные элементы ритуализации их экологической деятельности, подобно тому, как это было свойственно архаическому человеку. Дети могут выбирать для себя природный тотем и затем собирать о нем различные сведения или придумывать для себя «лесное имя», «речное имя» и т. д. с тем, чтобы идентифицироваться с соответствующими природными объектами.
Педагогическая актуализация свойственного дошкольникам антропоморфизма также позволяет формировать партнерскую позицию во взаимодействии с природными объектами, как с равными и самоценными субъектами. В то же время особое педагогическое внимание следует уделять в этом возрасте преодолению прагматических установок, обусловленных влиянием детского артификализма. Важнейшее педагогическое значение в дошкольном возрасте имеют познавательные игры, направленные на формирование представлений ребенка об отличиях живого от неживого.
Таким образом, в дошкольном возрасте основной педагогический акцент целесообразно делать на систему представлений ребенка.
В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребенка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения его натуралистического кругозора и экологической эрудиции. Книжки с изображением различных животных и растений, экскурсии в природу и музей могут быть в этом возрасте особенно эффективными.
Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребенок активно хочет и реально может самостоятельно содержать дома живые существа, во взаимодействии с которыми он приобретает незаменимый технологический и психологический опыт партнерских взаимоотношений, общения. В результате эти живые существа становятся для него «значимыми другими», играют важные роли в его индивидуальной картине мира. Важно, чтобы эти животные и растения подбирались взрослыми с учетом их «непритязательности» к жизненным условиям (морская свинка, хомяк, хлорофитум, кактусы и т. д.), ведь младший школьник еще не способен осуществлять сложные технологические приемы ухода за природными объектами. При соблюдении этого простого требования взаимодействие с живыми существами будет сопровождаться положительными эмоциями и сбережет ребенка от психотравмы, связанной с их болезнью или гибелью.
Таким образом, педагогические усилия в этом возрасте продолжают сосредоточиваться на системе представлений ребенка, затрагивая также формирование его экологических стратегий и технологий.
Младший подростковый возраст — это период, особенно благоприятный для целенаправленного формирования экологического сознания.
Ребенок продолжает воспринимать природные объекты в качестве субъектов, однако происходит замена их антро-поморфизации на субъектификацию, что обусловливает необходимость педагогической актуализации последней.
Интенсивность отношения к миру природы в этом возрасте очень высока. Наряду с познавательным интересом к природе на высоком уровне находятся стремление к практическому взаимодействию с природными объектами, а также желание их охранять, способствовать их благополучию.
Младший подростковый возраст наиболее подходит для педагогической организации непосредственных контактов ребенка с различными природными объектами. Это возраст, когда определяется направление дальнейшего развития экологического сознания, либо в объектно-прагматическом, либо в субъектно-непрагматическом направлении. Очень важно актуализировать у младших подростков процессы эмпатии, идентификации по отношению к природным существам.
Таким образом, в младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер, он должен обеспечить адекватное развитие отношений личности к миру природы, наряду с продолжением формирования системы представлений и усиления внимания к технологической компетенции ребенка.
В среднем подростковом возрасте наблюдается снижение уровня субъектного восприятия природных существ, которые зачастую осмысляются уже как объекты. Это обстоятельство обусловливает особое значение педагогической организации деятельности ребенка, направленной на субъектификацию природных объектов.
При этом необходимо отметить, что доминантность отношения к природе находится в этом возрасте на высоком уровне, дети охотно участвуют в различных природоохранных мероприятиях, что, безусловно, можно использовать в педагогической практике.
Средние подростки способны самостоятельно осуществлять достаточно сложные технологии взаимодействия с природными объектами (например, содержание попугая и даже уход за аквариумом).
Важно отметить, что познавательный интерес к миру природы начинает терять свое первостепенное значение, которое он имел в более младших возрастах, поэтому акцент на сообщение школьникам различных сведений о мире природы в этом возрасте уже не является столь эффективным.
Таким образом, особое педагогическое внимание в среднем подростковом возрасте может быть сосредоточено на организации участия школьников в природоохранительной деятельности, то есть в области формирования стратегий и технологий экологической деятельности.
Старший подростковый возраст — критический и наиболее педагогически сложный онтогенетический этап формирования экологического сознания. В этом возрасте уже доминирует объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума.
В старшем подростковом возрасте уже четко выкристаллизовывается группа школьников со сформированным высокоинтенсивным отношением к миру природы (17%), которая разительно отличается от большинства сверстников по характеристикам своего экологического сознания. В го же время значительная часть старших подростков (37%) имеет очень низкую интенсивность непрагматического отношения к природе.
Педагогический процесс в этом возрасте носит вынужденно коррекционный характер. При этом опору следует делать на перцептивно-аффективный компонент непрагмагического отношения к миру природы, который является у старших подростков доминирующим, то есть акцентируются эстетические свойства природных объектов, совпадение их витальных проявлений с аналогичными проявлениями человека и т. д.
Объектно-прагматический характер, свойственный эко-логической деятельности старших подростков, может быть педагогически «нейтрализован» путем стимулирования у них жологического коллекционирования, не связанного с лишением жизни природных объектов (птичьи перья, семена растений) или их символов (марки «флора и фауна», фотографии и т. д.). В такой деятельности в трансформированной форме (и безопасной для мира природы!) реализуется свойственная этому возрасту потребность в добывании «трофея» (в первую очередь, у мальчиков), подтверждающего их «взрослость».
Отмечаемый рост симпатий старших подростков, как мальчиков, так и девочек, к «благородным хищникам» — львам и тиграм — может быть также использован для формирования экологического сознания, путем использования именно хищных животных в качестве «модельных» природных объектов при формировании экологических представлений.
Таким образом, педагогический процесс в старшем подростковом возрасте является наиболее сложным и носит в основном «нейтрализующий» и коррекционный характер.
Наконец, в юношеском возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое, «созерцательное» восприятие природы, отношение к которой носит объектный характер, хотя и менее прагматический, чем в старшем подростковом возрасте, намечается повышение уровня интенсивности непрагматического отношения к природе, в котором доминирует его перцептивно-аффективный компонент.
Юношеский возраст предрасполагает к поиску гармонии в мире природы, осмыслению личной позиции во взаимоотношениях с ним. Педагогическая стратегия для этого возраста состоит, таким образом, в стимулировании такой интеллектуальной деятельности старших школьников, в которой на мировоззренческом, абстрактном уровне формируются педагогически желательные связи в индивидуальной картине мира.
Практическое взаимодействие с миром природы осуществляется с акцентом на овладении технологиями эстетического освоения природных объектов: проявления чувственно-эстетической восприимчивости к ним; личностно-смысловой оценки их витальных (жизненных) состояний; эмоциональной отзывчивости в ситуациях общения с ними; и, наконец, в умении найти культурную форму сохранения и выражения своего впечатления об этих объектах (в рисунках, стихотворении, фотографии, музыке и т. д.).
Итак, психологические особенности процесса формирования экологического сознания в юношеском возрасте детерминируют концентрацию педагогических усилий на формировании соответствующей системы представлений (в их мировоззренческом аспекте) и на освоении эстетических технологий взаимодействия личности с миром природы.
- Дерябо с.Д. Ясвин в.А. Экологическая психология и педагогика
- Глава I. Экологическое образование в условиях экологического кризиса
- § 1. Экологический кризис как кризис антропоцентрического сознания
- § 2. Экоцентрический тип экологического сознания
- § 3. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы
- § 4. Междисциплинарный характер основ экологического образования
- Глава II. Отношение к природе как предмет психологического исследования
- § 1. Параметры субъективного отношения к природе
- § 2. Модальность и интенсивность субъективного отношения к природе
- § 3. Типология субъективного отношения к природе
- Глава IV. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по перцептивному каналу
- § 1. Роль психологических релизеров в формировании субъективного отношения к природным объектам Сущность психологических релизеров.
- Положительные и отрицательные психологические релизеры.
- § 2. Естественные психологические релизеры перцептивного канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров перцептивного канала.
- Сравнение с человеком и эмоциональная оценка.
- Глава V. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по когнитивному каналу
- § 1. Социальные психологические релизеры когнитивного канала
- Сущность социальных психологических релизеров
- Этнопсихологическое и архетипическое происхождение социальных релизеров
- § 2. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала.
- Факторы лабилизации системы представлений личности о мире природы.
- Типы экологических фактов.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров когнитивного канала.
- Интеллектуализация эмоций.
- Глава VI. Механизмы формирования субъективного отношения к природе по практическому каналу
- § 1. Роль характера деятельности с природным объектом в формировании субъективного отношения.
- 1. Использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо «полезного продукта», при этом прекращается дальнейшее существование данного объекта природы.
- 2. Использование части природного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжает свое существование.
- 4. Неиспользование природного объекта в качестве «полезного продукта».
- § 2. «Ответы» природного объекта как психологические релизеры практического канала.
- Типы «ответов» как психологических релизеров практического канала.
- § 3. Механизмы обработки психологических релизеров практического канала.
- Глава VIII. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза.
- § 1. Экологическое сознание в архаическую и античную эпохи.
- Экологическое сознание в эпоху античности.
- § 2. Экологическое сознание в средневековье и Новое время.
- Экологическое сознание и наука Нового времени.
- § 3. Новое экологическое сознание.
- Инвайронментальный консервационизм.
- Русский космизм, учение о ноосфере, экологизм.
- Универсальная этика, биоцентризм.
- Глава IX. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
- § 1. Субъективное отношение к природе в дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Отношение к природе в младшем школьном возрасте.
- § 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте. Отношение к природе в младшем и среднем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в старшем подростковом возрасте.
- Отношение к природе в юношеском возрасте.
- § 3. Общие закономерности развития субъективного отношения к природе в онтогенезе.
- Глава XI. История и перспективы экологического образования
- § 3. Экологическая педагогика.
- Глава XII. Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
- § 1. Содержание экологического образования в сфере формирования экологических представлений личности.
- § 2. Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы.
- § 3. Содержание экологического образования в сфере формирования стратегий и технологий взаимодействия с миром природы.
- Глава XIII. Принципы и методы экологической психопедагогики
- § 1. Основной методологический принцип экологической психопедагогики.
- Основной методологический принцип и онтогенез экологического сознания.
- Основной методологический принцип и механизмы формирования отношения к природе.
- § 2. Методологические принципы экологической психопедагогики
- Принципы организации стимулов
- Принципы организации экологической деятельности.
- § 3. Методические принципы, и методы экологической психопедагогики
- Методы формирования подструктуры экологических представлений
- Методы формирования субъективного отношения к природе
- Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой
- § 4. Этапы формирования экологичной личности