logo
госы

1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.

Причины злоупотребления алкоголем. Первобытные люди обратили внимание на необычный вкус и состояние после употребления ягод долгохранящегося винограда. Существовали боги виноделия, восхвалялись массовые пиры. Привычки формировались веками – поэтому они живучи. Алкоголь – средство достижения хорошего настроения, упрощения отношений, снятие напряжения, скуки, простой способ выхода из многих ситуаций. Играет роль социальная неустроенность, подражание взрослым, низкий интеллектуальный уровень, ложное мнение о полезности алкоголя, неправильное воспитание (безнадзорность, излишняя опека). Алкоголизм – неумеренное употребление спиртных напитков, оказывающих пагубное влияние на здоровье, быт, трудоспособность, благосостояние, нравственность. Алкоголь влияет на все клетки, изменяя в них обмен веществ. Хорошо растворяется в жирах (в нервной системе есть фосфолипиды), 20% всасывается в желудке, 80% - в кишечнике, разрушается, в основном, в печени под действием алкогольдегидрогеназы. При остром отравлении поражается ц.н.с., при хроническом – печень, сердце, мышцы, желудочно-кишечный тракт, кроветворение.

Легкая степень острого отравления – снижается контролирующее действие коры над подкорковыми центрами, которые растормаживаются. Это проявляется повышенным настроением, чувством бодрости, благодушия, шутками, говорливостью, хвастовством, снижением критики. Длительность – 30-40 минут – 2-3 часа. Средняя степень – углубление психических нарушений: речь громкая, замедленная, плоские шутки, грубость, брань, раздражительность, агрессия, поведение бестактное, бесцеремонное, нарушение координации, возможна частичная амнезия. Длительность – несколько часов. Тяжелая степень – оглушенность разной степени, вплоть до комы, затруднено восприятие, речь отсутствует или произносятся отдельные слова, гипотония, падение АД, тошнота, рвота, непроизвольная дефекация, мочеиспускание, полная амнезия. Трудоспособность восстанавливается через 2-3 дня.

При хроническом алкоголизме нарушается структура мозга, страдает периферическая нервная система (нарушение походки, чувствительности, тремор). Развивается цирроз печени, панкреатит, гастрит, язвенная болезнь, колит. Чаще возникает гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, анемия. У мужчин развивается импотенция, у женщин – бесплодие, мертворождение, выкидыши, рождение детей с дефектами. Первая стадия – прием спиртного 2-3 раза в неделю, возрастает переносимость в 3-4 раза, психическая зависимость, способен пить несколько дней подряд. Между опьянениями раздражительность, снижение работоспособности. Длительность - 1-6 лет, возможен отказ по волевому решению. Вторая стадия – переносимость возрастает в 8-10 раз, максимальная психическая зависимость, развивается физическая зависимость (похмельный синдром), употребляют суррогаты алкоголя, изменяется психика, исчезают нормальные человеческие качества, суживаются интересы, безразличие к внешнему виду, снижение защитных сил, возникновение или обострение заболеваний. Третья стадия – снижается выносливость к алкоголю, опьянение от небольших доз, запойное пьянство, снижение критики, деградация личности, признаки преждевременного старения, прекращают работу.

В 12-14 лет первая стадия развивается через год, в 15-17 лет – через 2-3 года, у женщин – через 1-2 года. Лечение алкоголизма возможно только при желании самого пьющего, при отсутствии желания – бесполезно. Продолжительность жизни у алкоголиков на 15-20 лет короче. Профилактика – личный пример старших (родители, учителя), организация досуга (спорт, кружки), пропаганда ЗОЖ, прекращение любой рекламы.

1.13. Понятие о наркомании, её причинах и видах. Стадии наркомании и изменения в организме при них. Профилактика наркоманий. Понятие о токсикомании. Изменения в организме при токсикомании. Профилактика токсикоманий.

Наркомания – хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Характеризуется психической зависимостью, изменением толерантности с тенденцией к увеличению, физической зависимостью. Причины: особенности личности (раздражительность, инфантилизм, склонность к демонстративному поведению), наличие вяло текущих психических заболеваний, сопровождающихся внушаемостью, подчиняемостью, социальная неустроенность, желание приобрести собственный опыт, неправильная информация, использование эйфоризирующего эффекта. Виды: опийная, кокаиновая, гашишизм, барбитуровая, эфедроновая, галлюциногеновая. Стадии: 1.Психической зависимости (при введении героина – после 1-2 иньекций, морфина – 8-10 иньекций, при ежедневном приеме гашиша – через месяцы). 2.Физическая зависимость («ломка») проявляется в виде сильных ломающих болей в мышцах, суставах, схваткообразных болях в животе, чихании, слезотечении, рвоте, потливости, поносе, частом мочеиспускании. Это приводит к обезвоживанию организма. Сильно проявляется при опийной наркомании, слабее при гашишизме. Развивается через 6-24 часа после последнего употребления наркотика, максимальные проявления через 2-3 дня, продолжается 2-3 недели, отдельные проявления через месяцы. На этой стадии возможны суициды, криминальные ситуации. 3.Деградация личности – исчезают нормальные человеческие качества, наблюдается патологическая лживость, упрощенное мышление. При разных видах наркоманий продолжительность и выраженность стадий различны.

Токсикомания – употребление веществ (в настоящее время не относящихся к наркотикам), вызывающих токсикоманическое опьянение. Виды: ингаляционная (летучие ароматические углеводороды), антигистаминовая (противоаллергические препараты), чифиризм, седативная (транквилизаторы), анальгиновая. Стадии аналогичны наркоманиям, но выраженность и проявления немного отличаются. Ингаляционная токсикомания характерна для детей младшего школьного возраста.

Профилактика наркоманий и токсикоманий: привитие детям ведения ЗОЖ, выявление «групп риска» среди школьников, выявление торговцев, антинаркотическая пропаганда с правильной информацией, организация досуга (кружки, секции), работа с родителями.