logo
госы

2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера

Содержание подготовки учащихся к действиям в ЧС локального характера представлено программным материалом 5-9 классов и направлено на достижение следующих целей:

Реализация указанных целей достигается в результате освоения тематики программ по ОБЖ.

Подготовка учащихся к действиям в ЧС локального характера осуществляется при изучении тем: «Безопасность в быту», «Безопасность на дорогах и в транспорте», «Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях», «Активный отдых на природе», «Автономное существование человека в природной среде».

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 на учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» отводится 35 ч в год в 8 классе и 35 ч в год в старшей школе. Однако, как показывает опыт изучения предмета, для получения необходимых знаний, овладения практическими навыками и умениями учащимся необходимо не менее 1 ч в неделю с 5 по 9 класс (именно таким образом проводится преподавание ОБЖ более чем в 70 субъектах Российской Федерации). В связи с этим содержание ОБЖ по темам ЧС локального характера осваиваются учащимися 5-6 классов (младшими подростками), что необходимо учесть при планировании и проведении занятий.

Особенности данного возраста связаны с периодом адаптации учащихся к основной школе: кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям; самостоятельной организации учебной деятельности. При переходе детей из младшего школьного возраста в подростковый особенно важно усвоение норм и способов взаимоотношений: у ребенка появляется потребность быть субъектом не только учебной деятельности - он стремится самоутвердиться. У подростков формируется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других людей. Отсюда стремление к самоутверждению, самореализации, самоопределении. Участие только в учебной деятельности, в ее формах не удовлетворяет детей, вступающих в подростковый возраст, учение как бы отодвигается у них в сознании на второй план, изменяется ориентация подростков, учеба перестает восприниматься как главное дело жизни. С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Поэтому учителям ОБЖ в особенности нужно обратить внимание на адаптацию учеников 5 класса. Осуществляя образовательный процесс в 5 классе, необходимо относится бережно к учащимся, не забывать, что это вчерашние ученики начальной школы, вводить больше игровых моментов, смену видов деятельности.

Учитывая особенности младшего подросткового периода и содержание изучаемых тем (ЧС локального характера), для достижения эффективности организации образовательного процесса необходимо: