logo
госы

4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса

Необходимость информационно-технического обеспечения образовательного процесса обусловлена следующими обстоятельствами:

Основная задача ИТО: разработка интерактивных обучающих средств, управляющих персональной деятельностью и доступ к образовательным ресурсам.

Компьютер – совокупность технических средств, обеспечивающих хранение, ввод, вывод и преобразование текстовой, графической и мультимедийной информации.

Возможности его применения значительны: от справочной системы до средства моделирования некоторых ситуаций, при этом достигается:

1) обеспечение обратной связи в процессе обучения;

2) обеспечение индивидуализации учебного процесса;

3) повышение наглядности учебного процесса;

4) поиск информации из самых широких источников;

5) моделирование изучаемых процессов или явлений;

6) организация коллективной и групповой работы.

Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом и группами, и индивидуальная работа. В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.

Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Но очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.

Учебная компьютерная программа – специально разработанные или адаптированные управляющие среды для применения в обучении.

По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды.

Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучения, тренировки, контроля). Работая в режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на понимание предложенной информации. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос. В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе идет комментарий; результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты ответов фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, но которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.

Основные аспекты, которыми надо руководствоваться при анализе обучающей компьютерной программы и ее применения:

Решаемые программы развития: