1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
Рациональное питание – питание, удовлетворяющее энергетические, пластические и другие функции организма, достаточное в количественном и полноценное в качественном отношении питание. Принципы: 1.Строгое соответствие энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам. 2. Полное удовлетворение физиологических потребностей организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, микроэлементах, воде. 3.Соблюдение режима питания. 4.Рациональная кулинарная обработка, обеспечивающая максимальное сохранение пищевой ценности рациона. 5.Строгое соблюдение всех санитарно-гигиенических требований к производству, хранению, транспортировке продуктов и готовых блюд. Рациональное питание должно учитывать возраст, пол, массу тела, характер трудовой деятельности, климатические, национальные и индивидуальные особенности организма. В состоянии полного покоя на процессы жизнедеятельности расходуется 1400-1700 ккал энергии в сутки. Энергия в организм поступает за счет белков, жиров, углеводов. Их соотношение должно составлять 1:1:4. Белки обеспечивают 14-15%, жиры - 30%, углеводы 55-56% суточной калорийности. Белки животного происхождения должны составлять более половины, а жиры животного происхождения – 75-80% суточной потребности. Суточная потребность в белках должна примерно составлять 100 граммов, в жирах – 100 граммов, в углеводах – 400 граммов. При недостатке поступления белков в организм развивается алиментарная дистрофия, маразм, замедление роста и развития, снижение защитных сил организма, нарушение деятельности нервной и эндокринной систем. Основные источники: мясо-рыбные изделия, молоко и молочные продукты, яйца, бобовые культуры, хлебо-булочные изделия. Углеводы бывают простые (глюкоза, фруктоза, сахароза, лактоза) и сложные (гликоген, крахмал клетчатка, пектиновые вещества). При избытке поступления углеводов в организм развивается алиментарное ожирение, ранний атеросклероз, сахарный диабет. При недостатке поступления углеводов в организм снижается физическая и умственная работоспособность, развивается быстрая утомляемость, снижение защитных сил организма. Основные источники: сахар, мёд, сладкие овощи и фрукты, картофель, молочные и растительные продукты. Жиры бывают животного (масло, сыр, молочные продукты, мясо, сало, яйца) и растительного происхождения (растительные масла). При недостатке поступления жиров в организм снижается работоспособность, нарушается деятельность нервной системы, снижается иммунитет, наблюдаются изменения со стороны кожи, органа зрения, почек. При избытке поступления жиров в организм развивается ожирение, ранний атеросклероз.
Витамины бывают жирорастворимые (А,Д,Е,К) и водорастворимые (группа В, С, РР). Недостаточное поступление витаминов в организм снижается физическую и умственную работоспособность, устойчивость организма к простудным инфекциям, повышает частоту сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, отягощает течение многих заболеваний и затрудняет их лечение. Недостаточное поступление витаминов во время беременности приводит к осложнениям в её течении, недоношенности и врожденным уродствам. При недостатке поступления витамина А развивается куриная слепота, сухость, шелушение кожи, появлении гнойничковых заболеваний, ломкость волос и ногтей. При недостатке поступления витамина Д развивается рахит, что приводит к запоздалому развитию зубов, деформации скелета, слабости, потливости, утомляемости. При недостатке поступления витамина Е развивается мышечная дистрофия, нарушается сперматогенез, развивается бесплодие, а при беременности – гибель плода и выкидыши. При недостатке витамина С развивается цинга, развивается кровоточивость, снижается устойчивость к инфекциям и интоксикациям. При недостатке витамина В1 развивается полиневрит, мышечная слабость, физическая и психическая утомляемость, парестезии. При недостатке витамина В2 развивается дерматит, конъюнктивит, блефарит, поражение кожи и слизистых. При недостатке поступления витамина В6 наблюдается задержка роста, повышенная возбудимость, судороги, анемия, депрессия, бессонница, дерматиты. При недостатке витамина РР развивается неврастенический синдром, раздражительность, диарея, гиперкератоз. При недостатке витамина В12 развивается злокачественная анемия.
Различают три вида питания детей первого года жизни: естественное, искусственное и смешанное. Грудное вскармливание имеет преимущества перед другими: оптимальный набор питательных веществ, стерильное (при правильном уходе), содержит антитела, обеспечивает психологический контакт с матерью, оптимальная температура, дети лучше развиваются интеллектуально. До 2-3-х месяцев ребенка кормят через 3 часа 7 раз в сутки, до 5-6месяцев через 3,5 часа 6 раз в сутки, до года – 5 раз в сутки через 4 часа с 6-часовым ночным перерывом. В 5-6 месяце назначают первый прикорм (овощные пюре, каши, молочные смеси), а через месяц назначается второй прикорм (овощные пюре, мясной бульон, печенье, яйца, творог). Смешанное вскармливание назначается тогда, когда не хватает грудного молока или нет возможности кормить ребенка грудью регулярно. При искусственном вскармливании используется коровье, козье молоко или молочные смеси.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы