logo
госы

2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне

Курс гражданской обороны - это область теоретических знаний, практических приёмов и навыков по защите населения от всех видов современного оружия массового поражения. Причём система ГО может применяться в период крупных производственных аварий и природных катастроф.

Изучение курса ГО включено в содержание предмета ОБЖ, раздела «Государственная система обеспечение безопасности населения» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне и направлено на:

Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

В результате изучения курса ГО учащиеся должны знать основные понятия Гражданской обороны; предназначение, структуру и задачи ГО, РСЧС; уметь пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; владеть навыками в области ГО; оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Обязательный минимум содержания на профильном уровне расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.

В результате освоения курса ГО на профильном уровне среднего (полного) общего образования учащиеся должны:

Основная форма организации обучения по курсу ГО - урок. Учитывая возрастные особенности учащихся и особенности содержания курса, его целесообразно проводить в нетрадиционных формах: урок-лекция, урок-семинар, урок-конференция, урок-соревнование, урок-экскурсия.

Старший школьный возраст (юношество - 15—17 лет) - это период, когда происходит интенсивное развитие социальной активности в учебной и различных видах общественной деятельности. Поэтому обучение с применением частично-поисковых, исследовательских методов обучения, при организации групповой практической работы на основе сотрудничества способствует достижению лучших результатов в освоении предмета, помогает установлению более теплых и прочных взаимоотношений, основанных на взаимной поддержке, улучшает психологический климат, развивает социальные навыки, повышает уверенность в себе.

Более эффективному развитию навыков по курсу ГО способствует применение на уроках метода анализа конкретных ситуаций, сюжетные, ролевые и деловые игры; во внеурочное время – проведение военно-спортивных игр, соревнований, факультативная профориентационная работа.

Необходимым условием для достижения качества усвоения программного материала и отработки специальных умений и навыков по курсу ГО является наличие оптимального уровня учебно-материальной базы кабинета ОБЖ, включающего: