1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
В 1936 году патологоанатом Ганс Селье ввел термин «стресс» на основании того, что он обнаруживал однотипные изменения в организме людей, умерших от различных причин: увеличение и повышенная активность надпочечников, сморщивание и атрофия вилочкой железы и лимфатических узлов, появление язвочек на слизистой желудочно-кишечного тракта. Это была неспецифическая ответная реакция организма на любое сильное предъявляемое ему требование. Стресс не всегда вызывает повреждение, а дистресса необходимо избегать. В течение стрессовой реакции выделяют три стадии: тревоги (фазы шока и противошока), повышенной резистентности (устойчивости) и истощения. Стадия истощения может наступить, если стрессор был очень сильным или действовал длительный период времени, что привело к истощению защитно-компенсаторных сил организма. В развитии стресса большую роль играет цепочка: кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз, надпочечники. В.И.Васильев, исследуя уровень адреналина (А) и норадреналина (НА) в крови, выделил три стадии в течении этой реакции: стресс ожидания, истинный стресс и постстресс. В 1-ой стадии А>НА, во 2-ой НА<А, в 3-ей А>НА. В стадии ожидания мобилизуется симпато-адреналовая система, но если этот процесс длительный, то адреналина не хватает на 2-ю стадию, и ответная реакция будет слабее. При слабой активности симпато-адреналовой системы не происходит должной мобилизации защитных сил, и ответная реакция будет неадекватной. Во 2-ой стадии подготовленный организм хорошо её переносит, реализуя максимум возможностей. Если этот процесс длительный или очень сильный, то может наступить истощение защитных сил и наступить дистресс. Постстресс – не длительная стадия, но может растянуться на месяцы и годы (афганский, чеченский синдром). Определение уровня адреналина и норадреналина в крови агрессивных и тревожных животных (такие же изменения наблюдаются и у людей) позволило выделить три типа реакций на стресс: адреналиновый, норадреналиновый и смешанный. Адреналиновый тип (люди – «кролики») характеризуется повышенной тревожностью, озабочены сутками, обостренное чувство ответственности, добросовестные работники, не умеют отдыхать, их всё время мучают сомнения, тревоги. Нервное переутомление приводит к возникновению язвенной болезни, инфарктам, инсультам. Норадреналиновый тип (люди - «львы») характеризуются внутренним напряжением. Они обычно замкнутые, немногословные, скрытые, властные люди, способны преодолевать трудности, идут к своей цели, подозрительны, агрессивны, обвиняют в своих ошибках других. Склонны к нервным срывам и заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Смешанный тип – тревожно-мнительные с повышенной эмоциональностью, немного артисты, стремятся привлечь к себе внимание, у них развито чувство сопереживания и способность к воображению. Чаще страдают от простудных инфекций, нарушен сон, возникают сердечно-сосудистые заболевания. Биотип человека генетически детерминирован, но под действием фармакологических средств может изменяться. Адреналиновый тип чаще становится алкоголиками, так как при приёме его увеличивается синтез норадреналина, и тихий человек становится дебоширом, т.е. неосознанно появляется стремление изменить свой биотип и стать «львом». Наоборот, человек – «лев» после принятия алкоголя начинает плакать, заниматься самобичеванием, так как быстро истощается норадреналин и превалирует адреналин – гормон страха. Среди мужчин больше распространен А-тип, поэтому они чаще становятся алкоголиками. Стресс – первопричина алкоголизма. Физическая нагрузка усиливает выброс норадреналина, поэтому после трудового дня человек лучше отдыхает не на диване, а активно занимаясь физической культурой, физическим трудом. Реакция на стрессовую ситуацию выработалась в процессе эволюции. Во время реакции тревоги наблюдается мгновенный ответ организма, сопровождающийся повышением уровня адреналина (гормона страха) в крови, готовящий его к беспощадной борьбе за выживание. Реакция бдительности развивается в ответ на длительный стресс. Во время борьбы за выживание уровень норадреналина (гормона защиты) превышает уровень адреналина. Важные реакции при стрессе: учащение сердцебиений, гипергликемия, перераспределение крови, повышение свертываемости крови, учащение дыхания, расширение зрачков. При стрессовой реакции увеличивается также выработка эндорфинов, уменьшающих чувство боли, а также увеличивается выработка гормонов, улучшающих слуховое и визуальное восприятие. Непродолжительное действие гормонов «выживания» спасает нас, а длительное – убивает. В настоящее время мы испытываем гораздо чаще психические перегрузки, чем наши предки, поэтому надо стараться уменьшать их вредное влияние на организм.
1.10. Репродуктивное поведение и его безопасность. Половое воспитание детей в разные возрастные периоды жизни ребёнка. Планирование семьи. Аборт, виды, показания и его последствия. Понятие о контрацепции, способы и методы.
Половое воспитание - часть общего воспитания, должно начинаться с дошкольного возраста. Родители должны отвечать на вопросы детей о разнице полов, рождении детей, просто, без деталей, не заостряя их внимание. В 7-11 лет нужно объяснять детям об изменениях в организме при половом созревании. В 11-14 лет дети должны знать о разных формах сексуальности, о ЗППП, о сексуальном насилии, о безопасном сексе. В 14-16 лет нужно подросткам объяснить биологические аспекты репродукции, сексуальные отношения, методы планирования семьи, основы брачного законодательства. При планировании семьи нужно учитывать анатомо-физиологическое созревание, психологическую совместимость, финансовые и жилищные вопросы, наличие или предрасположенность к наследственным заболеваниям.
Аборт – прерывание беременности в сроки до 24 недель. Различают естественные (выкидыш), искусственные и криминальные аборты. Причинами выкидышей являются: грубая патология плода (20% случаев), некоторые инфекционные заболевания (сифилис, бруцеллез), психические и физические травмы, эндокринные заболевания, патологические изменения детородных органов, тяжелые соматические заболевания беременной. По желанию женщины аборт производится до 12 недель беременности, мини-аборт – до 3 недель. В более поздние сроки аборт производится по социальным или медицинским показаниям. Социальные показания: беременность вследствие изнасилования, у несовершеннолетней, гибель отца ребенка во время беременности. Медицинские показания: продолжение беременности угрожает жизни женщины (заболевания почек, печени, сердца, сопровождающиеся декомпенсацией их функции), угроза заражения плода (ВИЧ, сифилис, краснуха) от больной беременной, внутриутробная гибель плода, выраженная патология плода, определенная на УЗИ. Криминальный аборт – аборт, произведенный вне стен лечебного учреждения, приводит к внесению инфекции в организм беременной и развитию осложнений, вплоть до сепсиса. Методы аборта: выскабливание, вакуум-аспирация, медикаментозный. Осложнения: ранние (кровотечение, механическое повреждение матки, воспалительные процессы женской половой сферы) и поздние (внематочная беременность и бесплодие).
Контрацепция (противозачатие) – предупреждение нежелательной беременности. Методы: механический (презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки), циклический (использование безопасных дней в менструальном цикле), ВМС (введение в матку внутриматочных спиралей на срок 1-5 лет, могут содержать медь, серебро и иметь разную форму). Широко применяются оральные гормональные контрацептивы (ОК), которые могут быть однофазными, двухфазными и трехфазными. Каждая упаковка содержит 21 или 28 таблеток, т.е. рассчитана на один менструальный цикл. Посткоитальные гормональные контрацептивы (постинор, диназол) содержат дозы гормонов в 10-50 раз превышающие обычные ОК, применяются при незапланированном половом акте и не чаще одного раза в неделю. Применяются ОК после консультации с гинекологом. Химический метод основан на использовании спермицидов, содержащихся в пастах, гелях, тампонах, часто комбинируется с механическим методом. Все способы имеют показания и противопоказания.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы