logo
госы

2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб

Значительные изменения, которые произошли в нашей стране в последнее время, не обошли стороной образование. Изменилась образовательная политика. Появились новые предметы и курсы, новые педагогические технологии. На смену уроку по начальной военной подготовке пришел урок по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Появление этого курса продиктовано потребностью самой жизни и направлено на формирование навыков безопасного поведения обучающихся в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, природного и социального характера, привитие у учащихся привычки здорового образа жизни. В старших классах программа курса направлена на формирование осознанной положительной мотивации у обучающихся к военной службе, приобретение необходимых специальных знаний и умений.

Для обучающихся 10-х классов в программы курса введен специальный раздел «Основы военной службы». В конце 10-го года обучения программой курса предусмотрено время для проведения учебных сборов.

Преподаватель, используя разнообразные средства обучения, располагает большими возможностями в выборе методов обучения. Средства обучения — это учебные пособия и другие источники учебной информации, с помощью которых преподаватель осуществляет обучение, а учащиеся овладевают знаниями и умениями. К средствам обучения относятся также слово преподавателя, учебное оружие и военное имущество, учебное кино, радио, телевидение и др.

Основными методами обучения являются устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), беседа, показ, упражнение и самостоятельная работа.

Устное изложение применяется преимущественно при сообщении учащимся нового материала посредством объяснения, рассказа, лекции.

Под объяснением понимают словесное истолкование отдельных понятий, законов, правил, явлений, принципов действия оружия и приборов, а также отдельных слов и терминов.

Например, прежде чем отрабатывать с учащимися умения и навыки работы с прибором ДП-5А, преподаватель должен объяснить его устройство.

Рассказ представляет собой повествовательную форму систематического изложения нового материала. Он часто сочетается с беседой, объяснением. Рассказ может применяться при изложении нового материала по большинству разделов программы ОВС.

Лекция как метод изложения нового материала применяется по наиболее крупным темам программы, например «Вооруженные Силы РФ на страже Родины». Лекция продолжительнее, чем рассказ и объяснение, отличается последовательностью и полнотой изложения всей темы, привлечением дополнительного материала по непосредственной связи с современностью. Она требует большой концентрации внимания учащихся, точной и ясной речи преподавателя.

Беседа — это вопросо-ответный метод обучения, применяется во всех звеньях учебного процесса.

Беседа по сообщению новых знании может вестись индуктивным (от частных известных или наблюдаемых явлений, единичных приемов к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения, сообщаемого учащимся, к частным случаям).

Беседа — один из сложных методов обучения. В ходе беседы нужно в строгой логической последовательности ставить и разрешать вопросы. Основные вопросы преподаватель должен готовить заблаговременно, учитывая задачи и содержание беседы, уровень знаний учащихся. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они были посильно трудными для обучаемых, не подсказывали им прямого ответа и не позволяли ограничиваться односложными «да» или «нет».

Беседу целесообразно проводить так, чтобы все учащиеся готовились к ответу. В этих целях вопрос обычно ставят перед всем классом, затем делают небольшую паузу и вызывают одного из учащихся для ответа. При этом желательно сочетать ответы по вызову с ответами по желанию, а также широко использовать дополнения к основному ответу, что способствует развитию инициативы у учащихся. Независимо от формы устного изложения нового материала оно должно отличаться достоверностью содержания (точностью фактов и освещением темы с правильных научных позиций), умелым подбором фактического материала, четкостью и доказательностью, логической последовательностью, наглядностью и образностью, эмоциональностью, ясностью и правильностью речи.

Изложение нового материала заканчивается соответствующими обобщениями, выводами, оценками, рекомендациями для учащихся.

Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у учащихся создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве оружия, боевой техники, приборов по гражданской обороне. Показ применяется при изучении строевых приемов, действий с оружием и на занятиях в поле по тактике, например при отработке порядка несения внутренней и караульной службы.

Разновидностью показа служит демонстрация различных средств изобразительной, графической и объемной наглядности в процессе устного изложения, а также опытов при изучении элементов баллистики и др.

Изучаемые приемы и действия могут быть показаны лично преподавателем, специально проинструктированными отличниками учебы, а также посредством учебного кино.

Личный показ преподавателем строевых приемов, действий с оружием и на тактических занятиях служит для учащихся источником знаний, образцом для подражания.

Обычно показ по частям приемов и действий сопровождается кратким объяснением. Внешний вид, строевая подтянутость и опрятность преподавателя имеют исключительно важное значение в воспитании у учащихся интереса к военной службе и профессии офицера.

Наряду с личным показом следует широко использовать на уроках показ действий по строевой подготовке и с оружием хорошо подготовленными учащимися.

При посещении воинских частей и во время занятий учащимся могут быть показаны образцовые действия подразделений по строевой, огневой, тактической подготовке.

Упражнения — основной метод закрепления знаний, выработки умений и навыков по ОВС. Под этим методом понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приемов и действий с целью выработки и совершенствования у учащихся навыков и умений, определяемых программой.

Разновидностью упражнений являются тренировки. Они служат для закрепления и совершенствования уже сформированных навыков и умений. При проведении упражнений и тренировок необходимо соблюдать определенные педагогические требования. Отработка тех или иных приемов и действий должна осуществляться учащимися не механически, а сознательно. Только в том случае, если обучаемые хорошо знают цели упражнений, тренировок, они инициативно, творчески и с интересом относятся к ним, четко их выполняют.

Работа с книгой — наиболее распространенный способ самостоятельного изучения учебного материала. Он имеет большое значение для глубокого и прочного овладения знаниями. Задача преподавателя — научить работать учащихся с учебником как в классе, так и дома.

Непосредственно на уроке целесообразно выделять необходимое время для работы с учебником и другими печатными источниками (уставы, наставления). При этом следует рекомендовать учащимся конспектировать прочитанное, делать специальные записи.

Важным методом самостоятельного изучения и закрепления учебного материала служит просмотр тематических телевизионных передач и видеофильмов. Преподавателю следует заранее просматривать те передачи, которые можно рекомендовать учащимся для самостоятельного овладения знаниями по соответствующим темам и вопросам ОВС, а также с целью военно-патриотического воспитания.

За последние годы в школах широко используются технические средства обучения. Применение их в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению эффективности учебной работы

Центральное радио и телевидение в определенные дни и часы ведут передачи для юношества, в том числе и по военной тематике, которые могут использоваться в целях закрепления и расширения знаний учащихся и их военно-патриотического воспитания.

Между разнообразными методами обучения существует тесная связь. Успешное применение одного метода предполагает сочетание его с другим. Так, метод устного изложения наиболее часто сочетается с демонстрацией, упражнение — с показом, показ — с объяснением. Эффективность того или другого метода обучения зависит не только от степени его соответствия содержанию, форме организации учебного процесса, но и от соблюдения требований принципов обучения. На выбор методов обучения оказывают влияние состав учащихся и уровень их подготовки, количество учебного времени, отводимого на занятие, наличие и состояние учебно-материальной базы и средств наглядности, место проведения занятий.

Первейшей обязанностью преподавателя является повседневная подготовка учащихся в морально-политическом, психологическом и физическом отношении к защите Родины, а юношей — непосредственно к военной службе в Вооруженных Силах. Решающая роль в этом принадлежит учебному процессу по ОБЖ. Основной формой организации учебного процесса является урок. Широко используются следующие основные типы уроков.

Уроки сообщения новых знаний. На этих уроках в форме лекции, беседы, рассказа сообщаются теоретические знания, делаются выводы и обобщения. Открытые уроки, как правило, проводят в начале изучения раздела или темы программы. В ходе урока широко используются технические средства обучения и наглядные пособия.

Структурными составляющими урока являются повторение учебного материала, необходимого для изучения нового, сообщение новых фактов и явлений с их обобщением и выводами с записью в тетради, повторение усвоенных знаний с использованием элементов самостоятельной работы учащихся по закреплению этих знаний, выдача задания для самоподготовки с соответствующими разъяснениями.

Уроки по закреплению знаний и умений проводятся в виде повторения текущего учебного материала или целой темы, раздела программы. На уроках этого типа осуществляется закрепление навыков и умений по строевой подготовке, владения стрелковым оружием, неполной разборки и сборки автомата Калашникова, работы с приборами по гражданской обороне. Накануне занятий преподаватель готовит своих помощников из числа учащихся. Эти уроки требуют тщательной подготовки.

Уроки по проверке знаний и навыков проводят, как правило, в конце учебного года. На этих занятиях осуществляется проверка теоретических знаний и практических навыков учащихся. Теоретические знания проверяются по разработанным билетам, а практические навыки и умения — непосредственно в процессе работы со стрелковым оружием, приборами по гражданской обороне и медицинской подготовке.

Комбинированные (смешанные) уроки. Комбинированный урок, объединяющий несколько дидактических задач, получил наибольшее распространение в учебной работе.

Структуру комбинированных уроков можно сделать более гибкой и подвижной, если объединить работу по формированию новых знаний с совершенствованием и проверкой ранее усвоенных, использовать различные виды самостоятельной работы учащихся на уроке, повседневно оценивать результаты работы и успеваемость учащихся. На подобных уроках добиваются высоких показателей в обучении учащихся.