2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
Значительные изменения, которые произошли в нашей стране в последнее время, не обошли стороной образование. Изменилась образовательная политика. Появились новые предметы и курсы, новые педагогические технологии. На смену уроку по начальной военной подготовке пришел урок по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Появление этого курса продиктовано потребностью самой жизни и направлено на формирование навыков безопасного поведения обучающихся в чрезвычайных и опасных ситуациях техногенного, природного и социального характера, привитие у учащихся привычки здорового образа жизни. В старших классах программа курса направлена на формирование осознанной положительной мотивации у обучающихся к военной службе, приобретение необходимых специальных знаний и умений.
Для обучающихся 10-х классов в программы курса введен специальный раздел «Основы военной службы». В конце 10-го года обучения программой курса предусмотрено время для проведения учебных сборов.
Преподаватель, используя разнообразные средства обучения, располагает большими возможностями в выборе методов обучения. Средства обучения — это учебные пособия и другие источники учебной информации, с помощью которых преподаватель осуществляет обучение, а учащиеся овладевают знаниями и умениями. К средствам обучения относятся также слово преподавателя, учебное оружие и военное имущество, учебное кино, радио, телевидение и др.
Основными методами обучения являются устное изложение материала (рассказ, объяснение, лекция), беседа, показ, упражнение и самостоятельная работа.
Устное изложение применяется преимущественно при сообщении учащимся нового материала посредством объяснения, рассказа, лекции.
Под объяснением понимают словесное истолкование отдельных понятий, законов, правил, явлений, принципов действия оружия и приборов, а также отдельных слов и терминов.
Например, прежде чем отрабатывать с учащимися умения и навыки работы с прибором ДП-5А, преподаватель должен объяснить его устройство.
Рассказ представляет собой повествовательную форму систематического изложения нового материала. Он часто сочетается с беседой, объяснением. Рассказ может применяться при изложении нового материала по большинству разделов программы ОВС.
Лекция как метод изложения нового материала применяется по наиболее крупным темам программы, например «Вооруженные Силы РФ на страже Родины». Лекция продолжительнее, чем рассказ и объяснение, отличается последовательностью и полнотой изложения всей темы, привлечением дополнительного материала по непосредственной связи с современностью. Она требует большой концентрации внимания учащихся, точной и ясной речи преподавателя.
Беседа — это вопросо-ответный метод обучения, применяется во всех звеньях учебного процесса.
Беседа по сообщению новых знании может вестись индуктивным (от частных известных или наблюдаемых явлений, единичных приемов к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения, сообщаемого учащимся, к частным случаям).
Беседа — один из сложных методов обучения. В ходе беседы нужно в строгой логической последовательности ставить и разрешать вопросы. Основные вопросы преподаватель должен готовить заблаговременно, учитывая задачи и содержание беседы, уровень знаний учащихся. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они были посильно трудными для обучаемых, не подсказывали им прямого ответа и не позволяли ограничиваться односложными «да» или «нет».
Беседу целесообразно проводить так, чтобы все учащиеся готовились к ответу. В этих целях вопрос обычно ставят перед всем классом, затем делают небольшую паузу и вызывают одного из учащихся для ответа. При этом желательно сочетать ответы по вызову с ответами по желанию, а также широко использовать дополнения к основному ответу, что способствует развитию инициативы у учащихся. Независимо от формы устного изложения нового материала оно должно отличаться достоверностью содержания (точностью фактов и освещением темы с правильных научных позиций), умелым подбором фактического материала, четкостью и доказательностью, логической последовательностью, наглядностью и образностью, эмоциональностью, ясностью и правильностью речи.
Изложение нового материала заканчивается соответствующими обобщениями, выводами, оценками, рекомендациями для учащихся.
Метод показа представляет собой совокупность приемов и действий, с помощью которых у учащихся создается наглядный образ изучаемого предмета, формируются конкретные представления об устройстве оружия, боевой техники, приборов по гражданской обороне. Показ применяется при изучении строевых приемов, действий с оружием и на занятиях в поле по тактике, например при отработке порядка несения внутренней и караульной службы.
Разновидностью показа служит демонстрация различных средств изобразительной, графической и объемной наглядности в процессе устного изложения, а также опытов при изучении элементов баллистики и др.
Изучаемые приемы и действия могут быть показаны лично преподавателем, специально проинструктированными отличниками учебы, а также посредством учебного кино.
Личный показ преподавателем строевых приемов, действий с оружием и на тактических занятиях служит для учащихся источником знаний, образцом для подражания.
Обычно показ по частям приемов и действий сопровождается кратким объяснением. Внешний вид, строевая подтянутость и опрятность преподавателя имеют исключительно важное значение в воспитании у учащихся интереса к военной службе и профессии офицера.
Наряду с личным показом следует широко использовать на уроках показ действий по строевой подготовке и с оружием хорошо подготовленными учащимися.
При посещении воинских частей и во время занятий учащимся могут быть показаны образцовые действия подразделений по строевой, огневой, тактической подготовке.
Упражнения — основной метод закрепления знаний, выработки умений и навыков по ОВС. Под этим методом понимается многократное, сознательное и усложняющееся повторение определённых приемов и действий с целью выработки и совершенствования у учащихся навыков и умений, определяемых программой.
Разновидностью упражнений являются тренировки. Они служат для закрепления и совершенствования уже сформированных навыков и умений. При проведении упражнений и тренировок необходимо соблюдать определенные педагогические требования. Отработка тех или иных приемов и действий должна осуществляться учащимися не механически, а сознательно. Только в том случае, если обучаемые хорошо знают цели упражнений, тренировок, они инициативно, творчески и с интересом относятся к ним, четко их выполняют.
Работа с книгой — наиболее распространенный способ самостоятельного изучения учебного материала. Он имеет большое значение для глубокого и прочного овладения знаниями. Задача преподавателя — научить работать учащихся с учебником как в классе, так и дома.
Непосредственно на уроке целесообразно выделять необходимое время для работы с учебником и другими печатными источниками (уставы, наставления). При этом следует рекомендовать учащимся конспектировать прочитанное, делать специальные записи.
Важным методом самостоятельного изучения и закрепления учебного материала служит просмотр тематических телевизионных передач и видеофильмов. Преподавателю следует заранее просматривать те передачи, которые можно рекомендовать учащимся для самостоятельного овладения знаниями по соответствующим темам и вопросам ОВС, а также с целью военно-патриотического воспитания.
За последние годы в школах широко используются технические средства обучения. Применение их в учебном процессе способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению эффективности учебной работы
Центральное радио и телевидение в определенные дни и часы ведут передачи для юношества, в том числе и по военной тематике, которые могут использоваться в целях закрепления и расширения знаний учащихся и их военно-патриотического воспитания.
Между разнообразными методами обучения существует тесная связь. Успешное применение одного метода предполагает сочетание его с другим. Так, метод устного изложения наиболее часто сочетается с демонстрацией, упражнение — с показом, показ — с объяснением. Эффективность того или другого метода обучения зависит не только от степени его соответствия содержанию, форме организации учебного процесса, но и от соблюдения требований принципов обучения. На выбор методов обучения оказывают влияние состав учащихся и уровень их подготовки, количество учебного времени, отводимого на занятие, наличие и состояние учебно-материальной базы и средств наглядности, место проведения занятий.
Первейшей обязанностью преподавателя является повседневная подготовка учащихся в морально-политическом, психологическом и физическом отношении к защите Родины, а юношей — непосредственно к военной службе в Вооруженных Силах. Решающая роль в этом принадлежит учебному процессу по ОБЖ. Основной формой организации учебного процесса является урок. Широко используются следующие основные типы уроков.
Уроки сообщения новых знаний. На этих уроках в форме лекции, беседы, рассказа сообщаются теоретические знания, делаются выводы и обобщения. Открытые уроки, как правило, проводят в начале изучения раздела или темы программы. В ходе урока широко используются технические средства обучения и наглядные пособия.
Структурными составляющими урока являются повторение учебного материала, необходимого для изучения нового, сообщение новых фактов и явлений с их обобщением и выводами с записью в тетради, повторение усвоенных знаний с использованием элементов самостоятельной работы учащихся по закреплению этих знаний, выдача задания для самоподготовки с соответствующими разъяснениями.
Уроки по закреплению знаний и умений проводятся в виде повторения текущего учебного материала или целой темы, раздела программы. На уроках этого типа осуществляется закрепление навыков и умений по строевой подготовке, владения стрелковым оружием, неполной разборки и сборки автомата Калашникова, работы с приборами по гражданской обороне. Накануне занятий преподаватель готовит своих помощников из числа учащихся. Эти уроки требуют тщательной подготовки.
Уроки по проверке знаний и навыков проводят, как правило, в конце учебного года. На этих занятиях осуществляется проверка теоретических знаний и практических навыков учащихся. Теоретические знания проверяются по разработанным билетам, а практические навыки и умения — непосредственно в процессе работы со стрелковым оружием, приборами по гражданской обороне и медицинской подготовке.
Комбинированные (смешанные) уроки. Комбинированный урок, объединяющий несколько дидактических задач, получил наибольшее распространение в учебной работе.
Структуру комбинированных уроков можно сделать более гибкой и подвижной, если объединить работу по формированию новых знаний с совершенствованием и проверкой ранее усвоенных, использовать различные виды самостоятельной работы учащихся на уроке, повседневно оценивать результаты работы и успеваемость учащихся. На подобных уроках добиваются высоких показателей в обучении учащихся.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы