logo
госы

3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи

Общие требования к объему и качеству работы классного руководителя вытекают из Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «Об образовании», а также устава и концепции деятельности школы и Положения о классном руководителе.

  1. Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели, - 6 часов (30 процентов от ставки учителя).

  2. Час классного руководителя («классный час») проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.

  3. Количество воспитательных мероприятий — не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным. Мероприятие должно быть хорошо подготовлено, его программа (сценарий) и другие материалы хранятся педагогом в течение

  4. года и предоставляются в случае необходимости администрации при отчете за учебный год.

  5. Количество родительских собраний - не менее одного в четверть.

  6. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год. Проверка, отчетность, критерии оценки педагогического труда оговариваются

  7. и согласовываются администрацией с педколлективом заранее и оформляются в виде приказа по школе.

  8. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.

  9. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и занятия в собственном классе, концерты, трудовая деятельность), по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Классный руководитель имеет право:

  1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.

  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

  3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».

  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления и защиты, при невозможности - в государственных органах власти и суде.

  5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Классный руководитель не имеет права:

Классный руководитель отвечает за ведение следующей документации:

  1. Классный журнал.

  2. Планы воспитательной работы с классным коллективом.

  3. Личные дела учащихся.

  4. Карты развития личности воспитанника.

  5. Протоколы родительских собраний.

  6. Дневники учащихся.

  7. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т.д.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Прежде всего, они связаны с организацией разнообразной деятельности детей.

Можно различать формы по видам деятельности - учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача — с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, турслеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Содержание и формы взаимодействия классного руководителя и семьи определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, праздник близнецов, выставки семейных творческих работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи.

Классный руководитель стимулирует создание семейных клубов, привлекает родителей к организации кружков и других объединений по интересам. Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 г.