logo
госы

Задачи учителя

Главной задачей учителя «Основ безопасности жизнедеятельности» является разработка - «План действия школы № при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени» с комплексом положений: календарный план выполнения мероприятий ГО при переводе с мирного на военное положение:

  1. расчет сил и средств на ведение спасательных работ;

  2. расчет укрытия учащихся в защитных сооружениях;

  3. расчет на проведение эвакомероприятий мирного и военного времени;

  1. состав сил и средств ГО школы

  2. расчет обеспеченности СИЗ радиационной и химической разведки;

  3. схемы связи и оповещения.

Количество приложений может быть и иное. Это зависит, главным образом, от того, где расположена школа.

Главной обязанностью руководителя учебного заведения является то, чтобы план действий знал каждый учитель, чтобы он мог принять решение, исходя из него в любой обстановке, и в случае отсутствия директора школы.

Знание этих вопросов изучается учительским составом школы в группе подготовки командно-начальствующего состава школы, возглавляемой директором (завучем) по 20-ти часовой программе рекомендуется руководством МЧС по согласованию с органами управления образованием.

Что должен (обязан?) знать учитель при организации спасательных работ учащихся в условиях ЧС»

1. Знать те поражающие факторы ЧС, которые могут действовать на территории вашей школы. Директор (завуч), которые иначе называются – начальник гражданской обороны школы и начальник штаба ГО соответственно, должны добросовестно выполнять законы Российской Федерации. По этим законам они обязаны взять эти данные в ближайшем территориальном штабе по делам ГО ЧС города, района, в управлении образования, в Министерстве. Если ваш район сейсмоопасный – они обязаны это вам сообщить, если рядом склад хлора – тоже, если склад боеприпасов – обязательно. Знайте на основании закона «О защите территории от ЧС природного, техногенного характера». Вы, ваши ученики просто обязаны это знать. Не говорят. Не говорят, не хотят взять данные – нарушают закон, почему в штабе ГО ЧС, а потому, что именно эти штабы обязаны проводить прогноз возможной обстановки на своей территории и планировать основные мероприятия по защите населения. Кроме этого:

2. Знать принципы защиты население от конкретных ЧС и пути их реализации. а). При укрытии учащихся в защитных сооружениях: где находится ЗС. порядок его занятия поведение укрываемых в ЗС действия режимов радиационной защиты населения порядок ведения дозиметрического контроля учащихся способы аварийной эвакуации из ЗС б), при обеспечении учащихся СИЗ: где, в какие сроки их получать желательно знать размеры вашего СИЗ какой противогаз от чего защищает, от чего – нет как вести себя при повреждении СИЗ Учитель обязан знать: СИЗ выдаются ученику только для защиты при покидании зоны аварии, а не работы в этой зоне. Работать должен спасатель, а учитель должен вести учет времени нахождения ученика в СИЗ и принимать меры к замене им СИЗ при необходимости.

Накладные, доверенности и примерный учет размеров СИЗ должен находиться у НТО (НШГО) и при необходимости получаться со складов «НЗ» ГО области.

Если школа расположена вблизи склада АХОВ, химического оружия СИЗ должен иметься в школе за счет средств данных организаций и выдаваться учащимся по решению дежурного диспетчера (директора школы, в крайнем случае) этих предприятий при аварии или ее угрозе.

В городах, в крупных поселках в школе должен быть заранее заготовленные на всех учащихся простейшие СИЗ (ватно-марлевые повязки). Лучше если будут созданы условия для их пропитки в ЧС простейшими нейтрализаторами. В крайнем случае – водой.

Преподавателю: примерная схема организации пункта выдачи СИЗ. в). При проведении эвакуации:

3. Уметь быстро проанализировать ситуацию и принять решение на ведение спасательных работ.

В любой ЧС достаточно тренированному человеку бывает необходимо довольно небольшое время на анализ сложившейся обстановки и, соответственно, принятия нужного решения.

Причем задача будет намного быстрее разрешена, если:

а) в школе существует реальная система оповещения о возникновении ЧС и процессе действия учащихся

Преподавателю: задать вопрос ученикам – как действует система оповещения в школе?

Напомним, вначале подается звучанием сирен, гудков, звуковой сигнал «Внимание, всем», по которому необходимо включить радио, телевизор на местное вещание и прослушать текст экстренного сообщения. Он передается несколько раз в течение 5 мин. и включает в себя информацию о том, что случилось, и о том, что надо делать. Причем, радиоузел, директорская связь должны дублировать передачи радио и телевидения.

б). При отсутствии информации (невозможно технически ее передать из-за выхода из строя узлов связи, или нет системы оповещения в школе) руководители школы, службы экстренного реагирования обязаны, проводя свои тренировки, обучить учителей правилам целесообразных действий или снабдить их необходимой литературой.

В этом случае перед принятием решения о порядке действий необходимо:

Необходимо помнить, что любое решение должно быть доведено до всех, при этом необходимо знать, что дети в возрасте до 10 лет от любой опасности предпочитают не убегать, а прятаться (под парту, в шкаф, в туалет). Поэтому учет детей - главное в действиях учителя. 4. Приняв решение необходимо потребовать от учеников принятия соответствующих ситуации мер, снижающих воздействие поражающих факторов. Например, а). При землетрясении:

Допустимо из помещения первого этажа провести эвакуацию через окна, предварительно разбитые крупными предметами, ни в коем случае нельзя терять время на сбор учеников, тетрадей, поиск верхней одежды.