Задачи учителя
Главной задачей учителя «Основ безопасности жизнедеятельности» является разработка - «План действия школы № при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени» с комплексом положений: календарный план выполнения мероприятий ГО при переводе с мирного на военное положение:
расчет сил и средств на ведение спасательных работ;
расчет укрытия учащихся в защитных сооружениях;
расчет на проведение эвакомероприятий мирного и военного времени;
состав сил и средств ГО школы
расчет обеспеченности СИЗ радиационной и химической разведки;
схемы связи и оповещения.
Количество приложений может быть и иное. Это зависит, главным образом, от того, где расположена школа.
Главной обязанностью руководителя учебного заведения является то, чтобы план действий знал каждый учитель, чтобы он мог принять решение, исходя из него в любой обстановке, и в случае отсутствия директора школы.
Знание этих вопросов изучается учительским составом школы в группе подготовки командно-начальствующего состава школы, возглавляемой директором (завучем) по 20-ти часовой программе рекомендуется руководством МЧС по согласованию с органами управления образованием.
Что должен (обязан?) знать учитель при организации спасательных работ учащихся в условиях ЧС»
1. Знать те поражающие факторы ЧС, которые могут действовать на территории вашей школы. Директор (завуч), которые иначе называются – начальник гражданской обороны школы и начальник штаба ГО соответственно, должны добросовестно выполнять законы Российской Федерации. По этим законам они обязаны взять эти данные в ближайшем территориальном штабе по делам ГО ЧС города, района, в управлении образования, в Министерстве. Если ваш район сейсмоопасный – они обязаны это вам сообщить, если рядом склад хлора – тоже, если склад боеприпасов – обязательно. Знайте на основании закона «О защите территории от ЧС природного, техногенного характера». Вы, ваши ученики просто обязаны это знать. Не говорят. Не говорят, не хотят взять данные – нарушают закон, почему в штабе ГО ЧС, а потому, что именно эти штабы обязаны проводить прогноз возможной обстановки на своей территории и планировать основные мероприятия по защите населения. Кроме этого:
Зоны действия поражающих факторов в зависимости от рельефа местности, метеоданных;
Места расположения ближайших спасательных служб и как с ними связаться;
Средства защиты от этих поражающих факторов и время, место и способы их получения;
Порядок оповещения о возникновении ЧС. Надо знать, что если ЧС возникло на территории школы, оповестить об этом должна система оповещения данной школы. Ответственность за это несет НТО и НШГО школы. Как оповестить – их проблема: радиоузел, звонок, важно – в срок, достоверно и заодно сообщить порядок действий. При изучении темы «Оповещение» рассмотрим данный вопрос подробнее
Порядок действия населения, учащихся, учителей при возникновении конкретной ЧС.
2. Знать принципы защиты население от конкретных ЧС и пути их реализации. а). При укрытии учащихся в защитных сооружениях: где находится ЗС. порядок его занятия поведение укрываемых в ЗС действия режимов радиационной защиты населения порядок ведения дозиметрического контроля учащихся способы аварийной эвакуации из ЗС б), при обеспечении учащихся СИЗ: где, в какие сроки их получать желательно знать размеры вашего СИЗ какой противогаз от чего защищает, от чего – нет как вести себя при повреждении СИЗ Учитель обязан знать: СИЗ выдаются ученику только для защиты при покидании зоны аварии, а не работы в этой зоне. Работать должен спасатель, а учитель должен вести учет времени нахождения ученика в СИЗ и принимать меры к замене им СИЗ при необходимости.
Накладные, доверенности и примерный учет размеров СИЗ должен находиться у НТО (НШГО) и при необходимости получаться со складов «НЗ» ГО области.
Если школа расположена вблизи склада АХОВ, химического оружия СИЗ должен иметься в школе за счет средств данных организаций и выдаваться учащимся по решению дежурного диспетчера (директора школы, в крайнем случае) этих предприятий при аварии или ее угрозе.
В городах, в крупных поселках в школе должен быть заранее заготовленные на всех учащихся простейшие СИЗ (ватно-марлевые повязки). Лучше если будут созданы условия для их пропитки в ЧС простейшими нейтрализаторами. В крайнем случае – водой.
Преподавателю: примерная схема организации пункта выдачи СИЗ. в). При проведении эвакуации:
заранее определить с кем учитель едет в эвакуацию, внести свои данные в списки эвакуируемых;
определить, что взять с собой в эвакуацию;
знать место сбора, пункта посадки на транспорт, место, куда эвакуируешься;
при эвакуации пешим порядком знать маршруты движения пеших колонн, порядок поведения на марше;
при экстренной эвакуации знать места посадки в транспорт, средства защиты (при необходимости);
по возможности составить списки учащихся по машинам (вагонам) с указанием старшего номера машины (экземпляр списков оставить в школе – для родителей);
уметь организовать быстрый и безопасный вывод учеников из класса с учетом особенностей ЧС. Кстати сказать, этот пункт является практически обязательным при почти всех ЧС. Уметь безопасно вывести детей из класса – важнейшая обязанность учителя;
при эвакуации детей с родителями – организовать организованные роспуск детей по домам, не допустив их бесцельного пребывания на улице;
при экстренной эвакуации (например, при пожаре) необходимо использовать учеников для выноса имущества школы;
в младших классах иногда возможно не называть детям истинную причину эвакуации, а попытаться обратить все в игру: «Ну, дети, урок временно отменяется, сейчас поиграем...».
3. Уметь быстро проанализировать ситуацию и принять решение на ведение спасательных работ.
В любой ЧС достаточно тренированному человеку бывает необходимо довольно небольшое время на анализ сложившейся обстановки и, соответственно, принятия нужного решения.
Причем задача будет намного быстрее разрешена, если:
а) в школе существует реальная система оповещения о возникновении ЧС и процессе действия учащихся
Преподавателю: задать вопрос ученикам – как действует система оповещения в школе?
Напомним, вначале подается звучанием сирен, гудков, звуковой сигнал «Внимание, всем», по которому необходимо включить радио, телевизор на местное вещание и прослушать текст экстренного сообщения. Он передается несколько раз в течение 5 мин. и включает в себя информацию о том, что случилось, и о том, что надо делать. Причем, радиоузел, директорская связь должны дублировать передачи радио и телевидения.
б). При отсутствии информации (невозможно технически ее передать из-за выхода из строя узлов связи, или нет системы оповещения в школе) руководители школы, службы экстренного реагирования обязаны, проводя свои тренировки, обучить учителей правилам целесообразных действий или снабдить их необходимой литературой.
В этом случае перед принятием решения о порядке действий необходимо:
провести быструю разведку, в ходе которой определить: что случилось, где, каковы поражающие факторы, как от них защититься, маршруты эвакуации;
по возможности посоветоваться с руководством, коллегами о способах действий;
определить очередность эвакуации (младшие классы, затем старшие);
распределить учеников в колонне эвакуации, каждому определив его место;
Лучше, если учителя двух классов помогают друг другу (один во главе колонны, другой ее замыкает);
указать, где собираются ученики после выхода из школы; обязательно проверить наличие учеников по журналу.
Необходимо помнить, что любое решение должно быть доведено до всех, при этом необходимо знать, что дети в возрасте до 10 лет от любой опасности предпочитают не убегать, а прятаться (под парту, в шкаф, в туалет). Поэтому учет детей - главное в действиях учителя. 4. Приняв решение необходимо потребовать от учеников принятия соответствующих ситуации мер, снижающих воздействие поражающих факторов. Например, а). При землетрясении:
отойти от окон (осколки стекла крайне опасны), шкафов, труб отопления, электроприборов;
укрыть голову портфелем, толстой книгой, курткой, руками;
встать в дверном проеме, не пользоваться лифтом, на лестницу выходить в то время, когда она доступна для эвакуации (нет давки);
залезть под парту, стол и находиться там до команды учителя;
покинув здание школы, отбежать от ее стен на безопасное расстояние.
Допустимо из помещения первого этажа провести эвакуацию через окна, предварительно разбитые крупными предметами, ни в коем случае нельзя терять время на сбор учеников, тетрадей, поиск верхней одежды.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы