logo
госы

3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж

В последние годы в отечественной и зарубежной педагогике все чаще говорится о необходимости мониторинга педагогической деятельности учителя как целостной системы ее контроля, коррекции и управления на основе понимания объективных закономерностей и прогностично заданных целей. Мониторинг педагогической деятельности характеризуется системностью (сложным составом, структурой, логической соподчиненностью компонентов), и систематичностью (продолжительностью, периодической повторяемостью). Он обеспечивает участников образовательного процесса, руководителей структур учебного заведения качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) целевых, технологических, организационных, информационных, нормативных параметров педагогической деятельности, дает возможность обеспечить гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного процесса.

В решении этой задачи ведущая роль принадлежит грамотной диагностической деятельности педагога - неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности, направленной на выявление фактического состояния, специфических особенностей, происходящих изменений в участниках и в самом процессе педагогического взаимодействия, а также на прогнозирование перспектив этих изменений. Диагностическая деятельность педагога строится на основе комплексного анализа и самоанализа педагогической деятельности, заключающимися в соотнесении:

Диагностическая культура — это высокий уровень, высокое развитие, умение осуществлять процессуальный аспект диагностической деятельности педагога (в данном контексте можно говорить о «компетентности», «квалификации», «умелости», «совершенстве», «профессионализме», «мастерстве»).

Уровни диагностического мастерства педагога выделяются в соответствии с представлениями об уровнях системности.

Первый уровень — внедеятельностный. Педагог отрицает необходимость или возможность диагностики в своей профессиональной деятельности, считая ее работой других специалистов. В своем взаимодействии с детьми учитель использует преимущественно ролевые формы поведения, структурированные в силу стихийно сложившихся представлений о ролевых функциях. Возникающие трудности у ребенка он воспринимает как проблему самого школьника, его родителей или специальных служб.

Второй уровень — исполнительский. В структуре профессиональной деятельности педагога преобладает ориентация на нормы и инструкции, которые он «принимает к исполнению». В диагностике учебных достижений он строго следует утвержденным нормам оценок, воспринимая их индивидуализацию как нарушение. На этом уровне педагог осваивает последовательность диагностических действий в применяемых методиках, отрабатывает навыки их применения.

Третий уровень — поисковый. Педагог увлечен поиском различных диагностических методик и проверкой их на практике. При этом внешняя форма нередко его занимает гораздо больше содержания и значения диагностических исследований для образовательной практики. Педагога увлекает вариативность диагностик, в оценке которых часто главным является то, что детям понравилось. Его интересует отношение детей к его экспериментированию в сфере диагностики. Именно заинтересованность, увлеченность, а не результаты диагностики, становятся ведущими факторами повышения результативности в учебно-воспитательной работе.

Четвертый уровень — системный. На этом уровне учитель включает диагностику в качестве элемента своей авторской методической системы для анализа педагогических ситуаций и определения оптимального стиля педагогической деятельности. Диагностика активно используется им для установления конструктивных взаимоотношений с детьми и их родителями на основе педагогических целей.

Пятый уровень — концептуальный. Педагог не только органично использует диагностику в своей повседневной профессиональной практике, но также использует этот вид деятельности для профессионально-личностного саморазвития. Он испытывает потребность в теоретическом осознании своих действий, в изучении различных точек зрения на полученную в процессе диагностики информацию. В анализе данных педагог стремится к выявлению различных аспектов диагностического знания через дискуссионные формы взаимодействия с другими субъектами образования, признавая мнения школьников как самоценные.

Используя предлагаемую уровневую шкалу, педагог может провести самооценку и разработать программу самосовершенствования собственной диагностической культуры.

В содержании этой программы можно выделить гностический, ценностно-смысловой, индивидуально-личностный и технологический компоненты.