4.4. Виды программных педагогических средств
Для использования в учебно-воспитательном процессе по курсу ОБЖ обычно выделяют инструментальные и педагогические программные средства (ППС).
ППС предназначены для использования в учебном процессе, а инструментальные программные средства — для автоматизации процесса создания ППС.
Под педагогическими программными средствами (ППС) пони мается компьютерная программа многократного применения, специально разработанная или адаптированная для реализации педагогической функции учения или обучения при взаимодействии с обучаемым. Программы этого типа четко ориентированы на компьютерную поддержку процесса получения информации и формирование знаний в какой-либо области, закрепления навыков, умений, контроля или тестирования. Это их основное отличие от программ, облегчающих создание и эксплуатацию самих обучающих программ (инструментальных систем, сред и пакетов). С эволюцией инструментальных систем и электронных сред развиваются и педагогические программные продукты.
Педагогические программные средства классифицируют в зависимости от типа решаемых педагогических задач.
По дидактическим целям ППС разделяют на группы для: актуализации знаний; формирования знаний, умений, навыков (ЗУН); закрепления ЗУН; контроля; обобщения и систематизации знаний; совершенствования знаний.
По назначению обычно выделяют ППС: информационные; контролирующие; демонстрационные; имитационно-моделирующие; тренажерные; справочные; расчетные.
По принципам управления процессом обучения выделяют: разомкнутые (с односторонней связью от ППС к обучаемому); замкнутые (с обратной связью от обучаемого к ППС), с управлением по процессу учения, с управлением по результату учения, с управлением по процессу и результатам учения.
По степени и виду приспособляемости к учащемуся различают ППС: неадаптивные, частично адаптивные, адаптивные.
По назначению: компьютерные и учебные программы, репетиторы, электронная библиотека, энциклопедии.
Компьютерный учебник (электронный учебник) — это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине. Это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его раздел; он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Электронные книги можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие и экзаменующие. Энциклопедические электронные книги содержат огромный объем информации по определенной тематике.
Информационные электронные книги похожи на энциклопедические, но сохраняемая в них информация не столь обширна и носит целенаправленный характер.
Обучающие электронные книги наиболее распространены на прак¬тике и могут быть использованы в процессе обучения для компьютеризации процесса обучения. Кроме того, книги данного типа могут содержать произведения художественной литературы.
Экзаменующие электронные книги содержат три существенных компонента: банк вопросов (задач); модуль тестирования и ответов; экспертную систему, используемую для анализа, и оценки ответов читателя.
Особое место в мире MultiMetlia-продуктов занимают компьютерные обучающие MultiMedia-системы, позволяющие углубить знания, сократить срок обучения, увеличить число слушателей на одного преподавателя.
Достоинства КУ. Самым главным достоинством КУ является возможность достижения такой высокой степени наглядности, которую невозможно обеспечить в обычном учебнике.
За счет наличия движущихся (анимационных) иллюстраций создается иллюзия постоянного присутствия «живого» педагога рядом с обучаемым, возникает момент соучастия в процессе обучения, что также облегчает усвоение материала.
Предметно-ориентированные среды (микромиры, моделирующие программы, учебные пакеты) — это учебный пакет программ, позволяющий оперировать с объектами определенного класса. Учащийся оперирует объектами среды, руководствуясь методическими указаниями, в целях достижения поставленной дидактической задачи либо производит исследование, цели и задачи которого поставлены им самостоятельно.
Микромир — компьютерная учебная среда, ориентированная на исследовательскую деятельность учащегося. Активное использование компьютерного моделирования помогает учащимся в создании разнообразных, качественно новых моделей сложных систем. В принципе любую моделирующую компьютерную программу можно рассматривать как некоторый микромир со своим исполнителем, средой его обитания (функционирования) и своими возможностями (системой команд).
Микромир — это средство обучения, которое создано для определенных учебных целей и решает конкретные учебные задачи. Технология разработки микромиров может быть различной, но чаще всего в них используются многие возможности компьютеров: изображение, цвет, звук, анимация. Компьютер может также при необходимости подключить в нужном месте программы видеомагнитофон для демонстрации объекта или явления в реальных условиях или руководить работой какого-либо другого устройства, например станком, стендом испытаний и т.д. Системы, которые включают использование нескольких различных обучающих сред, называются многосредовыми или мультимедиа.
Лабораторный практикум. Программы этого типа служат для проведения наблюдений над объектами, их взаимосвязями или некоторыми свойствами, для обработки результатов наблюдений, их численного и графического представления и исследования различных аспектов использования этих объектов на практике.
Тренажеры служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они должны обеспечивать получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Контролирующие программы — это программные средства, предназначенные для проверки (оценки) качества знаний.
Справочники, базы данных учебного назначения. Программы этого типа предназначены для хранения и предъявления учащемуся разнообразной учебной информации справочного характера.
ППС используются посредством применения компьютера. Способы использования компьютера: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная работа.
Различают: компьютерный урок, урок с поддержкой компьютера.
Преимущество компьютера как средства обучения:
мультимедийность;
интерактивность;
адаптивность учебного материала;
дружественный интерфейс;
независимость содержания обучения от социальных условий;
комфортность для пользователя;
педагогическая нейтральность индивидуальной работы учащихся во вне учебное время.
Методические приемы компьютерной поддержки урока.
Цель: создание дидактически-познавательной сферы.
время включения в урок не более 15-20 минут в 2-3 приема;
органически сочетать с другими средствами и видами деятельности;
не замещать реальный эксперимент демонстрацией.
Задания:
проблемные;
развивающие;
программирующие познавательную интеллектуальную деятельность.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы