logo
госы

3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений

Формирование здорового образа жизни, ответственного отношения учащихся к собственной жизни относится к основным стратегическим ориентирам предмета Основы безопасности жизнедеятельности, являющимся обязательным для освоения на ступени основного общего образования.

В основной общеобразовательной школе основной акцент делается на формирование и укрепление здоровья обучающихся, формирование компетенций, необходимых для повседневной жизни, поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, опасных ситуациях социального характера.

Первостепенная роль в овладении умениями, навыками, способами здоровьесберегающей деятельности как существенными элементами культуры принадлежит классному руководителю - непосредственному и основному организатору учебно-воспитательной и внеклассной работы в классе, консолидирующему усилия всего педагогического коллектива и родителей в формировании у учащихся осознанной потребности ведения здорового образа жизни; воспитании бережного отношения к своему здоровью как наивысшей ценности для личности, общества, государства; усвоении основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья; привития навыков безопасного поведения в повседневной жизни.

Формирование здорового образа жизни, ответственного отношения учащихся к собственной жизни осуществляется через информацию о гуманистических взаимоотношениях между людьми, расширение нравственных понятий детей и закрепление знаний в их повседневном общении посредством педагогической поддержки – превентивной и оперативной помощи.

Превентивная помощь реализуется посредством применения ряда педагогических средств, в частности, воспитания у учащихся культуры общения. Сюда же относится воспитание у детей положительных привычек ведения здорового образа жизни, бережного отношения к собственному здоровью, обеспечения личной безопасности.

К средствам превентивной помощи относится воспитание у детей чувства собственного достоинства, т.е. уважения к себе и другим, сознание ценности своей личности и ценности личности другого человека. Формы превентивной помощи могут быть очень разнообразны: классные тематические часы, коллективные и индивидуальные беседы, обсуждение жизненных ситуаций.

Большую роль в превентивной помощи играет творческая и проектная деятельность детей – выпуск журналов, школьных газет по актуализации сохранения и укрепления личного здоровья, разработка проектов по обеспечению здоровьесберегающей среды.

Оперативная помощь - своевременное и быстрое исправление травмирующей ребенка ситуации, которая может заключаться в беседе классного руководителя с учеником либо с его родителями, нередко с привлечением школьного психолога, социального педагога.

Особое значение в формировании здорового образа жизни, ответственного отношения учащихся к собственной жизни приобретает организация классным руководителем внеклассной работы (познавательной, досуговой, спортивно-оздоровительной, трудовой, творческой), имеющей практическую направленность.

Познавательная деятельность детей предназначена для формирования у учащихся познавательного интереса, положительной мотивации на здоровьесбережение, совершенствование навыков сохранения и укрепления здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности (сюжетно-ролевые игры - «Путешествие в страну дорожных знаков», «Светофор», « Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Отряд спасателей», викторина «В человеке должно быть все прекрасно», разработка и презентация проекта «Путь к собственному здоровью», турнир знатоков ОБЖ, деловые игры «Здоровое поколение», «Я выбираю жизнь», «Суд над сигаретой», «Этикет и мы» и т.д.).

Оздоровительно-спортивная деятельность детей необходима для их полноценного развития, осуществляется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных играх, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, общественно полезного. Во внеклассной работе можно организовать регулярное проведение Дня чистоты, работу по облагораживанию пришкольного участка.

Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала. Она отражается в таких формах, как конкурсы творческих и исследовательских работ, рисунков, театрализованных представлениях.

При организации разнообразных форм внеклассной работы необходимо учитывать, что непродуманный перенос телевизионных игр и конкурсов в формы внеклассной работы может снижать ее качество. Так, например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и может способствовать преждевременному развитию сексуальности у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах «Мисс….», где внешность выступает в качестве престижной упаковки, поэтому подобные конкурсы могут вызывать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной «Я – концепции». Поэтому, выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательный потенциал с позиции цели, задач и функций.