logo
госы

1.8. Планирование в деятельности учителя обж

В традиционной дидактике принято различать два этапа в подготовке учителя к уроку — предварительный и непосредственный. Результатом первого является тематический план, представляющий собой научно обоснованное распределение во времени (объем и последовательность) содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

Предварительный этап подготовки к уроку

В период подготовки к новому учебному году, педагог в первую очередь изучает учебную программу. Главное, на что необходимо обратить внимание — это соотнесение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу. Далее необходимо изучить методическую литературу, базовый учебник и учебные пособия. Особенно тщательно должен быть проработан учебник. Это необходимо в связи с тем, что учебником пользуются ученики, он для них является важным источником информации и может быть использован при организации самостоятельной работы.

Для того чтобы дать развернутый перспективный план изучения курса в целом и связанных с ним вопросов из смежных дисциплин, необходимо совершить следующие действия (по Г. А. Засобиной):

  1. составить календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год);

  2. установить межпредметные связи по всему курсу;

  3. распределить материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся;

  4. соотнести изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.

Психолого-педагогический и методический анализ темы курса до ее изучения с учащимися и соотнесение материала этой темы с курсом в целом предполагают осуществление учителем таких действий, как: выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.

Подготовка развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов включает в себя следующие действия педагога: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного эксперимента по теме.

Непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование.

Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков. Она должна начинаться с изучения материала конкретного урока в базовом учебнике. Изучая его, учитель мысленно соотносит характер и логику изложения в нем учебного материала с уровнем подготовленности учащихся к его восприятию и со своими дидактическими возможностями. В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя (по Г.А.Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:

Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии:

  1. определение целей урока;

  2. конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств);

  3. установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

Результатом подготовительной работы к уроку является рабочий, или поурочный, план. Его форма и объем жестко не регламентируются, но в зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может перерастать в план-конспект или даже конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и учащихся. Подробный план свидетельствует о продуманности всех деталей предстоящего урока.

В плане урока вне зависимости от его оформления должны быть указаны:

Учитывая, что предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» представляет собой совокупность фрагментов во всех образовательных областях и основного массива содержания, которое обобщает и систематизирует учебный материал других предметов, следует активнее использовать межпредметные взаимосвязи.

В естествознании это могут быть сведения из физики, химии, биологии, географии и экологии, которые следует применять в тематических линиях «Защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

В обществознании — сведения о человеке, обществе и государстве для раздела «Основы военной службы» и тем, связанных с изучением законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.

В технологии — основы знаний о современных безопасных производственных технологиях, а также правила безопасной работы при выполнении различных операций по обработке материалов.

В математике и информатике — расчеты о возможности ошибок, способных привести к чрезвычайным ситуациям.

В филологии и искусстве — умение образно выразить содержание и проблемы безопасности.

В физической культуре — основы знаний о здоровом образе жизни и правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом.