2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
Перелом – полное или частичное нарушение целостности кости под действием механической силы, сопровождающееся повреждением мягких тканей. Различают переломы травматические и патологические (опухоли, остеомиелит, остеопороз). По линии перелома делятся на поперечные, продольные, косые, винтообразные, оскольчатые, вколоченные. По смещению отломков различают: по длине, по ширине, под углом, ротационные, компрессионные. Переломы бывают закрытые и открытые, при которых повреждается кожа и слизистые, а также полные и неполные (надломы, трещины, переломы по типу «зеленой веточки»). Признаки переломов: боль, отек, кровоподтек, деформация в области перелома, изменение длины конечности, крепитация отломков, патологическая подвижность в необычном месте, нарушение функции (при неполных и вколоченных переломах нарушена частично). Опасности: шок (чаще при переломах со смещением, множественных переломах, переломах крупных костей), кровотечение, жировая эмболия (раздробленные переломы длинных трубчатых костей), повреждение отломками жизненно важных органов (мозг, сердце, печень, легкие). Осложнения: острый и хронический остеомиелит, образование ложного сустава. Особенности переломов у детей: возникают под действием меньшей силы, чаще неполные переломы, чаще осложняются шоком, наблюдается более быстрое сращение костей.
ПМП. Остановка наружного кровотечения и стерильная повязка на рану (при открытых переломах), обезболивание (растолченные 1-2 таблетки анальгина под язык, смочить водой), транспортная иммобилизация стандартными шинами или приготовленными из подручных материалов, соблюдая принципы иммобилизации, бережная транспортировка.
2.14. Повреждения головы (закрытые и открытые), клинические признаки, первая медицинская помощь при травмах головы. Повреждения позвоночника (неосложненные и осложненные), клинические признаки, первая медицинская помощь при травмах позвоночника.
Повреждения головы могут быть закрытыми и открытыми. К закрытым повреждениям относятся: сотрясение, ушиб (контузия) и сдавление мозга. Открытые повреждения сопровождаются нарушением кожи, они могут быть проникающими в полость черепа (повреждение твердой мозговой оболочки) и непроникающими. Сотрясение мозга возникает при падении, ударе и противоударе. При сотрясении наблюдаются микроскопические изменения в клетках мозга, сопровождающиеся нарушением их функции. Признаки возникают вслед за травмой: головная боль, головокружение, шум в ушах, потеря сознания (от секунд до часов), бледность, тошнота, рвота, ретроградная амнезия. Для черепно-мозговых травм характерны брадикардия, снижение АД. Ушиб мозга – более тяжелая травма, при которой наблюдается повреждение вещества мозга и кровоизлияние в мозговую ткань. Признаки – как и при сотрясении, но присоединяются очаговые симптомы (выключение функций мозга, за которые отвечает участок мозга, в который произошло кровоизлияние). При ушибе мозга признаки возникают постепенно после светлого промежутка, что зависит от повышения внутричерепного давления, вследствие увеличения гематомы. Признаки: нарастающая головная боль, возбуждение сменяется торможением, появляются очаговые и менингиальные симптомы, нарушается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
ПМП. Покой, возвышенное положение головы, на голову холод, голова набок, контроль дыхания, пульса, АД, дать препараты, повышающие свертываемость крови (хлористый кальций, викасол). Вызвать скорую помощь, бережная транспортировка.
Открытые повреждения головы сопровождаются нарушением кожных покровов, кровотечением, возможны переломы костей черепа (свода и основания). При этом наблюдаются признаки сотрясения, ушиба и сдавления мозга. При переломах основания черепа из носа и ушей может вытекать спино-мозговая жидкость и кровь, появляется на 2-е сутки «симптом очков». ПМП - как и при закрытых повреждениях с добавлением стерильных повязок на область раны, уши и нос (при переломах основания черепа).
Повреждения позвоночника бывают открытыми, закрытыми, неосложненными и осложненными (ущемление спинного мозга). Признаки: местная боль, отек, кровоподтек, выпячивание остистых отростков позвонков. При открытых повреждениях – рана, кровотечение, при сдавлении спинного мозга – параличи, потеря чувствительности, нарушение функции тазовых органов. ПМП. На рану – стерильная повязка, бережная транспортировка на щите, обезболивающие препараты. При переломах шейного отдела позвоночника – иммобилизация ватно-марлевым воротником.
2.15. Повреждения грудной клетки, виды. Переломы ребер, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при переломах ребер. Пневмоторакс, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при нем. Повреждения живота (закрытые и открытые), клинические признаки, осложнения. Первая медицинская помощь при травмах живота.
Различают закрытые и открытые повреждения грудной клетки. К закрытым повреждениям относятся ушибы грудной клетки и органов грудной полости, переломы ребер. Открытые повреждения бывают проникающие и непроникающие. Наиболее часто встречаются переломы ребер. Признаки: локальная боль, отек, кровоподтек, одышка, поврежденная сторона плохо участвует в акте дыхания. При открытых переломах имеется рана и кровотечение. ПМП. Дать обезболивающий препарат, тугая давящая повязка, которая накладывается в фазе максимального выдоха. Транспортировка в полусидячем положении.
Пневмоторакс – поступление воздуха в плевральную полость, где в норме отрицательное давление, возникает при проникающих ранениях. Различают открытый, закрытый и клапанный пневмоторакс. При закрытом пневмотораксе какая-то порция воздуха поступила в плевральную полость и не выходит из неё. При открытом – воздух входит и выходит из плевральной полости. При клапанном во время вдоха воздух входит, а во время выдоха не выходит, заполняя плевральную полость, смещает средостение в здоровую сторону. Признаки: характерный свист входящего и выходящего воздуха, боль, рана, кровотечение (пенистая кровь), одышка. ПМП. Наложить окклюзионную стерильную повязку на рану, анальгетики, противокашлевые препараты. Транспортировка в полусидячем положении.
Повреждения живота бывают закрытыми и открытыми (непроникающие и проникающие в брюшную полость). Закрытые повреждения – ушибы брюшной стенки, разрывы полых или паренхиматозных органов. При открытых повреждениях может быть нарушена передняя брюшная стенка или полые и паренхиматозные органы. Признаки ушиба брюшной стенки: боль (вплоть до шока), отек, кровоподтек, напряжение мышц брюшного пресса, живот не участвует в акте дыхания. При разрыве паренхиматозных органов присоединяются признаки внутреннего кровотечения: бледность, слабость, головокружение, шум в ушах, нитевидный пульс, падение АД, потеря сознания. ПМП. Положение лёжа, ноги слегка согнуты в коленных и тазобедренных суставах, не пить, не есть, обезболивание не производить, холод на живот. Вызвать скорую помощь. При разрыве полых органов их содержимое (моча, каловые массы, желудочный, кишечный сок) выливается в брюшную полость (очень чувствительная) и раздражает её, что приводит к развитию перитонита (воспаление брюшной полости). Состояние тяжелое, сильные боли в животе, живот как «доска», не участвует в акте дыхания, высокая температура, тошнота, рвота, интоксикация. ПМП. Вызвать скорую помощь, срочная госпитализация.
При открытых повреждениях признаки такие же, как и при закрытых, но добавляется наличие раны и кровотечения, могут в рану выпадать петли кишечника, сальник, выливаться содержимое кишечника, желчь, моча. ПМП как и при закрытых, выпавшие петли в рану не вправлять, закрыть стерильной тканью и не туго прибинтовать. Произвести обезболивание, быстрая и бережная эвакуация в положении лежа на машине скорой помощи в ЛПУ.
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы