2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
Пятидневные сборы с юношами 10-х классов общеобразовательных школ (гимназий) организуются и проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обязательного минимума содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, рекомендаций Министерства образования Российской Федерации от 14.07.1998г.№ 1133/14-12, учебной программы по основам безопасности жизнедеятельности для 10 - 11-х классов образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, главы администрации области, начальника управления образования администрации области и областного военного комиссара.
К подготовке и проведению сборов привлекаются главы администраций, отделы образований, военные комиссариаты, советы РОСТО и центры образования ОБЖ (методические объединения) районов.
Учебные сборы проводятся на базе центров образования ОБЖ, одной из школ (гимназий) района (города), спортивных и оздоровительных лагерей, учреждений РОСТО, а занятия по уставам, преодолению полосы препятствий, изучению стрелкового оружия, изготовке для стрельбы и прицеливанию, выполнению учебных стрельб - в расположении войсковых частей (военно-учебных заведений), на войсковых стрельбищах и в учебных центрах.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 г. № 322 учебные часы для проведения сборов выделяются в объеме 40 часов на каждый класс за счет вариативной части базисного учебного плана общеобразовательных школ (гимназий).
Сроки проведения сборов определяются отделами образований по согласованию с военными комиссариатами.
Для проведения сборов центры образования ОБЖ (методические объединения ОБЖ районов) разрабатывают: план подготовки и проведения сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, организационно-штатную структуру сборов, инструкции по технике безопасности. При необходимости могут дополнительно разрабатываться другие документы. План сборов и организационно-методические указания разрабатываются совместно с районными военными комиссариатами.
Сборы проводятся по 40-часовой программе из расчета 8 учебных часов в день при продолжительности учебного часа 40 - 45 минут. К проведению занятий привлекаются начальник центра образования, его заместители, преподаватели-организаторы ОБЖ, военнослужащие войсковой части (военно-учебного заведения), участвующей в проведении сборов. На каждом занятии преподаватели-организаторы и другие лица, назначенные для их проведения, должны добиваться реализации целей сборов и руководствоваться обязательным минимумом уровня подготовки учащихся, определенным настоящей программой.
Накануне сборов, за 7 - 10 дней до их начала, на базе центра образования ОБЖ (определенной районным отделом образования по согласованию с военным комиссариатом) с руководящим составом сборов, преподавателями-организаторами ОБЖ центра образования и школ (гимназий), военнослужащими, привлекаемыми на сборы, проводятся инструкторско-методические занятия. На этих занятиях доводятся план подготовки и проведения сборов, программа сборов, расписание занятий, распорядок дня и другие документы; изучаются функциональные обязанности должностных лиц и ставятся задачи исполнителям; определяются формы и методы проведения занятий, порядок использования учебно-материальной базы; изучается передовой опыт преподавателей-организаторов ОБЖ.
Целями сборов являются:
подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;
закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школах (гимназиях), приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
воспитание у юношей гордости за российские Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
По окончании изучения предмета ОБЖ и прохождения летних сборов (40 часов учебного времени) выпускник согласно государственному стандарту 2005 года должен уметь:
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;
владеть навыками безопасного обращения с оружием;
обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки и т.д.
Обязательный минимум уровня подготовки учащихся по предметам обучения на сборах.
По тактической подготовке: знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его.
По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться для стрельбы лежа и прицеливаться; получить практику в неполной разборке и сборке после неполной разборки автомата, выполнении начального упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных гранат; ознакомиться с назначением и общим устройством, техническими характеристиками автомата и ручных осколочных гранат.
По радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ): уметь действовать в средствах защиты на зараженной местности, проводить специальную обработку, выполнять нормативы №1,3, 4, 6.
По общевоинским уставам ВС РФ: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, ознакомиться с размещением военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком, организацией суточного наряда и караульной службы.
По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащих перед построением и в строю, уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода.
По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки; получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш-броска на 4 - 5 км по пересеченной местности, ведении борьбы с противником в рукопашном бою.
По медицинской подготовке: получить практику в оказании само- и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя и доставке их на медицинский пост роты.
По результатам сборов учащимся выставляются общие оценки. При отсутствии юноши на сборах без уважительной причины ему выставляется общая неудовлетворительная оценка. От сборов юноши освобождаются только в исключительных случаях на основании заключения клинико-экспертной комиссии амбулаторно-поликлинического учреждения, в котором они наблюдались, и решения педагогического совета школы (гимназии).
Годовая оценка по ОБЖ за 10-й класс юношам выставляется на основании итоговой оценки, полученной в центре образования ОБЖ (школе, гимназии) и общей оценки за усвоение программы сборов.
Результаты учебных сборов оцениваются по следующим направлениям:
по тактической подготовке - выбор места для стрельбы, трассировка окопа, передвижение на поле боя перебежками и переползанием;
по огневой подготовке - неполная разборка автомата Калашникова, знание работы частей и механизмов, подготовка к стрельбе, меры безопасности, выполнение начального упражнения стрельбы из АК (третье упражнение из малокалиберной винтовки, первое упражнение по метанию ручной гранаты);
по строевой подготовке - строевая стойка, повороты на месте и в движении, строевой шаг, воинское приветствие на месте и в движении, строй отделения, взвода;
по радиационной, химической и биологической защите - приемы и способы радиационной, химической и биологической защиты; преодоление участка местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами; действия солдата по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнение нормативов одевания средств индивидуальной защиты;
по медицинской подготовке - остановка кровотечения, наложение повязки на раны верхних и нижних конечностей;
по физической подготовке - в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей и к кандидатам, поступающим в военно-учебные заведения.
Индивидуальная оценка каждого обучаемого складывается из оценок, полученных за выполнение каждого норматива:
«отлично» - не менее 50% нормативов выполнено на «отлично», остальные - на «хорошо»;
«хорошо» - не менее 50% нормативов выполнено на «отлично» и «хорошо», остальные - не ниже «удовлетворительно»;
«удовлетворительно» - если не более чем по одному из нормативов получена оценка «неудовлетворительно»;
«неудовлетворительно» - при наличии двух и более неудовлетворительных оценок по нормативам.
Общая оценка за учебные сборы выставляется:
«отлично», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, - «отлично», а по строевой - не ниже «хорошо» при примерном или удовлетворительном поведении;
«хорошо», если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, - не ниже «хорошо», а по строевой - не ниже «удовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«удовлетворительно», если не более чем по одному разделу учебной программы получена оценка «неудовлетворительно» при примерном или удовлетворительном поведении;
«неудовлетворительно», если по двум и более разделам учебной программы получены оценки «неудовлетворительно».
- Раздел I «теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
- Раздел II «основы медицинских знаний и профилактика болезней»
- Раздел III «основы обороны государства и военной службы»
- Экзаменационный билет № 1
- Экзаменационный билет № 11
- 1.2. Государственный стандарт общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету обж
- 1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 1.4. Формы обучения и организации учебного процесса в школе. Урок безопасности жизнедеятельности
- 1.5. Методы обучения безопасности жизнедеятельности в школе
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
- Нормы оснащения помещений ручными огнетушителями
- Обязанности преподавателя при объявлении эвакуации
- 3.9. Правовые акты, нормативы по охране труда учащихся, персонала и обеспечения безопасности в учебных заведениях
- 3.10. Терроризм как глобальная проблема современности. Основные источники угрозы и методы террора
- Террористические угрозы