1.2. Подростковый возраст – средняя школа
Следующий возрастной этап школьников – подростковый возраст (10–14 лет), или отрочество, средняя школа (5–8 классы). К концу младшего школьного возраста отмечается отчетливое снижение учебной мотивации. Сложности обучения на средней ступени основной общеобразовательной школы возникают еще и потому, что наступает непростой период отрочества, который характеризуется кризисными точками развития. Для эмоциональной сферы подростков характерны:
очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств и реакций на чье-то поведение (или высказывание);
бóльшая устойчивость эмоциональных переживаний (по сравнению с младшими школьниками), склонность копить обиды;
резкие перепады настроения; противоречивость чувств и несдержанность в проявлениях эмоций;
сильно развитое чувство “принадлежности” к группе (они острее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение учителя).
В мотивационной сфере ярко выражена индивидуалистская направленность (особенно средний подростковый возраст 12–13 лет), которая постепенно снижается к старшему возрасту. Подростки способны перейти к саморегуляции в поведении и выстраиванию собственных правил “хорошо” и “плохо”.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.
Отрочество – время бурного и плодотворного развития познавательных процессов, характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и лишь примерно с 12 лет школьники начинают осваивать мир теоретического мышления.
Отношение к учебному предмету строится на субъективных эмоциональных оценках: “нравится–не нравится”, “интересно–неинтересно”, волевые усилия для учения включаются слабо. Усиливаются проявления упрямства, проявления недисциплинированности. Подростки стремятся к критичности в отношении ко взрослым, любят замечать их недостатки и открыто выражают готовность к сотрудничеству только, если на уроке “интересно”. Школьники средних классов могут спокойно удерживать концентрированное внимание в течение 40–45 минут урока. Но, в силу особенностей психомоторного и эмоционального развития, проявляют нетерпение и легко отвлекаются.
С точки зрения развития самосознания, формирования интереса к себе, самооценки 11–12-летние подростки значительно различаются. 11 лет период, когда у школьника возникает желание понять, лучше узнать себя и появляется потребность в самооценке. Вместе с тем он чувствует, что не умеет, не может оценить себя, не знает, как, с помощью каких критериев это можно сделать. Поэтому для школьника становится важной объективная оценка его деятельности. Это отражается на самооценке способностей школьника: помимо интереса к тому или иному учебному предмету (что отмечалось на предшествующем этапе) на нее начинает действовать новый фактор – ориентация на реальные достижения.
В 12 лет интерес к собственному внутреннему миру усиливается. У семиклассников формируется умение думать и говорить о себе, они находят необходимые для этого слова, у них развивается личностная рефлексия. Школьники достаточно охотно, открыто, часто с юмором (что свидетельствует о снятии аффективного барьера, достаточной свободе обращения с используемым “материалом”) описывают себя, свои интересы, увлечения, с интересом участвуют в разговорах со взрослыми и сверстниками, касающихся “проблем Я”. Используйте на уроках эту особенность для построения конструктивного и интересного диалога в обучении.
Обратите внимание на особенный, сложный возраст 13–15 лет, когда меняется внешний вид ребенка, происходит гормональная перестройка организма. Это возраст наибольших противоречий и внутренних переживаний для подростка. Ему нужна помощь взрослого, поддержка в учебном процессе и жизненном самоопределении, поисках себя.
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, что позволяет последнему достичь следующего:
укрепить самооценку;
поверить в себя и свои способности;
избежать ошибок;
без травм пережить неудачи.
Для того чтобы поддерживать ребенка, обращайте внимание не на ошибки и плохое поведение ребёнка, а сосредоточьтесь на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает. Поддерживать ребенка– значит верить в него. Вербально и невербально сообщайте ученику, что верите в его силы и способности. Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности. Этот метод дает наиболее эффективный результат в процессе преодоления подросткового кризиса учащихся.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.