logo
Последний Оригинал

5.4. Обучение письму

Прежде чем обсуждать письмо как вид РД, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

        1. В чем разница между письмом и письменной речью?

        2. Как начинался процесс формирования Ваших навыков письма на ИЯ в школе?

        3. Можно ли считать целью обучения письменной речи овладение навыком связно и логично излагать свои мысли в письменной форме?

        4. Можно ли считать письмом письменное выполнение лексических и грамматических упражнений?

Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации. Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чем она выражается? В первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи. Продуктами письменной речи могут быть выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчет и т. д.

При обучении школьников письму помните следующее:

Важно различать письмо и письменную речь.

Письмо – это процесс составления слов из букв, что предполагает овладение графикой и орфографией.

Письменная речь – это процесс составления письменного сообщения из слов и словосочетаний, которое предполагает выражение мыслей с помощью определенного графического кода.

Цель обучения письменной речи – обучение учащихся выражать свои мысли в письменной форме. Для реализации этой цели необходимо научить учащихся выполнять следующие операции в соответствии с уровнем владения языком:

  1. заполнять анкеты и бланки (уровень А1);

  2. делать короткие выписки из текста (уровень А1);

  3. составлять и записывать план прочитанного или услышанного фрагмента (уровень А2);

  4. писать письмо личного характера (уровень А2);

  5. описывать различные факты, явления, события и впечатления (уровень В1);

  6. делать записи, тезисы, конспекты, развернутые планы (уровень В1);

  7. составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов, презентаций) (уровень В1);

  8. выражать свое мнение по интересующему вопросу (уровень В1–В2).

Предполагается, что учащиеся уже в начальной общеобразовательной школе научились:

  1. Списывать текст без ошибок. Сравнивать образец с написанным фрагментом.

  2. Использовать текст в качестве опоры.

  3. Уметь работать со словарями.

  4. Строить логичное, последовательное высказывание (обобщение, синтез, анализ информации).

При обучении письму принимайте во внимание следующие принципы:

  1. принцип устного опережения (сначала произносить);

  2. принцип учета особенности графики и правил орфографии изучаемого языка.

В младших классах обучение письму начинается с графики и орфографии. Показывайте фонемно-графемные соответствия, чтобы ученики по возможности графически запоминали правильное написание тех или иных слов.

Поставленные задачи решаются с помощью следующих упражнений.

  1. Упражнения, направленные на формирование графических навыков:

  1. Упражнения, направленные на обучение орфографии:

  1. Упражнения, направленные на развитие лексических навыков:

  1. Упражнения на развитие навыков пунктуации:

  1. Упражнения на развитие грамматических навыков:

Но основная задача, особенно на этапе обучения письму и письменной речи в школе, заключается в формировании и развитии коммуникативной письменной речи учащихся1. Именно поэтому уже в начальных классах общеобразовательной школы ученики должны научиться писать по образцу короткое письмо, поздравительную открытку (с Новым годом, Рождеством, днём рождения), правильно списывать слова, словосочетания, простые предложения.

Выпускник начальной школы (согласно новой программе) должен уметь составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам, заполнять простую анкету, письменно сообщать краткие сведения о себе.

В средней школе учащиеся продолжают овладевать умением связной письменной речи на иностранном языке. Как правило, они представляют в письменной форме какое-либо событие из собственной жизни, например рассказ о проведенных каникулах. Важно, чтобы письменный текст, представляющий собой чередование и смену событий, составляющих основу повествования, был структурно и содержательно связным1. Поэтому при обучении этому виду РД уделите особое внимание изучению и тренировке употребления связующих элементов.

В старших классах обучение иностранному языку должно обеспечивать общеобразовательный уровень подготовки школьников, соответствующий общеевропейскому пороговому уровню В1. По окончании 11 класса учащиеся должны уметь писать письма личного характера, используя описание, повествование, выражение чувств, а также писать изложения, сочинения, выполнять проекты с использованием страноведческой информации из различных источников и т. п.

В случае если Ваши ученики намерены сдавать ЕГЭ по иностранному языку или международные экзамены (DELF, DALF, TOEFL, IELTS, TestDaF, DELE) либо участвовать в олимпиаде по иностранному языку, то обратите их внимание на следующие стратегии выполнения заданий раздела “Письмо”.

При тренировке и выполнении задания по написанию личного письма необходимо:

При тренировке написания сочинения на иностранном языке (письменного высказывания с элементами рассуждения) стратегии следующие:

В связи с этим при обучении письму уделяйте внимание выполнению следующих упражнений на развитие коммуникативной письменной речи учащихся:

Дискурсивные задания:

Чтобы сделать процесс обучения письму и письменной речи максимально эффективным, интересным и познавательным для учащихся рекомендуем следующее: