5.4. Обучение письму
Прежде чем обсуждать письмо как вид РД, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
В чем разница между письмом и письменной речью?
Как начинался процесс формирования Ваших навыков письма на ИЯ в школе?
Можно ли считать целью обучения письменной речи овладение навыком связно и логично излагать свои мысли в письменной форме?
Можно ли считать письмом письменное выполнение лексических и грамматических упражнений?
Письменная речь предполагает комплексное использование графики, орфографии, лексико-грамматических и стилистических средств для выражения мыслей и осуществления письменной коммуникации. Письменная речь отличается от устной и имеет свою специфику. В чем она выражается? В первую очередь, в стиле и языковом оформлении речи, а также в видах и особенностях продуктов письменной речи. Продуктами письменной речи могут быть выписки из текста, открытка, анкета, записи в дневнике, личное и деловое письмо, изложение, сочинение, статья, реферат, аннотация, рецензия, отчет и т. д.
При обучении школьников письму помните следующее:
Это продуктивный вид речевой деятельности.
Письмо и письменная речь являются целью обучения на всех этапах изучения иностранного языка.
Важно различать письмо и письменную речь.
Письмо – это процесс составления слов из букв, что предполагает овладение графикой и орфографией.
Письменная речь – это процесс составления письменного сообщения из слов и словосочетаний, которое предполагает выражение мыслей с помощью определенного графического кода.
Цель обучения письменной речи – обучение учащихся выражать свои мысли в письменной форме. Для реализации этой цели необходимо научить учащихся выполнять следующие операции в соответствии с уровнем владения языком:
заполнять анкеты и бланки (уровень А1);
делать короткие выписки из текста (уровень А1);
составлять и записывать план прочитанного или услышанного фрагмента (уровень А2);
писать письмо личного характера (уровень А2);
описывать различные факты, явления, события и впечатления (уровень В1);
делать записи, тезисы, конспекты, развернутые планы (уровень В1);
составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов, презентаций) (уровень В1);
выражать свое мнение по интересующему вопросу (уровень В1–В2).
Предполагается, что учащиеся уже в начальной общеобразовательной школе научились:
Списывать текст без ошибок. Сравнивать образец с написанным фрагментом.
Использовать текст в качестве опоры.
Уметь работать со словарями.
Строить логичное, последовательное высказывание (обобщение, синтез, анализ информации).
При обучении письму принимайте во внимание следующие принципы:
принцип устного опережения (сначала произносить);
принцип учета особенности графики и правил орфографии изучаемого языка.
В младших классах обучение письму начинается с графики и орфографии. Показывайте фонемно-графемные соответствия, чтобы ученики по возможности графически запоминали правильное написание тех или иных слов.
Поставленные задачи решаются с помощью следующих упражнений.
Упражнения, направленные на формирование графических навыков:
написание сначала отдельных простых букв (полностью или частично совпадающих в русском и изучаемом иностранном языках), затем сложных (отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы), и только потом букв, несовпадающих по написанию с буквами родного языка;
написание буквосочетаний, изображающих один простой звук, например, англ. [k] – ch, ck; [i:] – ie, ee;
списывание отдельных слов, предложений, текста;
звуко-буквенный анализ отдельных буквосочетаний;
угадывание недостающих графем (например, кроссворды).
Упражнения, направленные на обучение орфографии:
группировка слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-омографы);
угадывание слов по картинке (дана картинка, а под ней подпись с пропусками, и задача ученика заполнить эти пропуски правильными графемами) или, например, нахождение правильной графемы в зависимости от значения слова (например, англ. lime – lame, bike-bake, like-lake etc.).
Упражнения, направленные на развитие лексических навыков:
подбор синонимов из предложенного списка к определенному списку слов;
дополнение письма с использованием пропущенных слов (слова могут предлагаться в рамочке или вообще отсутствовать);
выделение лишнего слова в каждой четверке слов;
разгадывание лексического кроссворда (подбор слов по их определениям).
Упражнения на развитие навыков пунктуации:
расставить знаки препинания (все слова написаны с прописной буквы);
поставить пропущенные запятые там, где это необходимо.
Упражнения на развитие грамматических навыков:
поставить глаголы в нужное время;
дополнить предложения предлогами;
выбрать правильный вариант (каждое отдельно взятое предложение дается в двух временах).
Но основная задача, особенно на этапе обучения письму и письменной речи в школе, заключается в формировании и развитии коммуникативной письменной речи учащихся1. Именно поэтому уже в начальных классах общеобразовательной школы ученики должны научиться писать по образцу короткое письмо, поздравительную открытку (с Новым годом, Рождеством, днём рождения), правильно списывать слова, словосочетания, простые предложения.
Выпускник начальной школы (согласно новой программе) должен уметь составлять рассказ в письменной форме по ключевым словам, заполнять простую анкету, письменно сообщать краткие сведения о себе.
В средней школе учащиеся продолжают овладевать умением связной письменной речи на иностранном языке. Как правило, они представляют в письменной форме какое-либо событие из собственной жизни, например рассказ о проведенных каникулах. Важно, чтобы письменный текст, представляющий собой чередование и смену событий, составляющих основу повествования, был структурно и содержательно связным1. Поэтому при обучении этому виду РД уделите особое внимание изучению и тренировке употребления связующих элементов.
В старших классах обучение иностранному языку должно обеспечивать общеобразовательный уровень подготовки школьников, соответствующий общеевропейскому пороговому уровню В1. По окончании 11 класса учащиеся должны уметь писать письма личного характера, используя описание, повествование, выражение чувств, а также писать изложения, сочинения, выполнять проекты с использованием страноведческой информации из различных источников и т. п.
В случае если Ваши ученики намерены сдавать ЕГЭ по иностранному языку или международные экзамены (DELF, DALF, TOEFL, IELTS, TestDaF, DELE) либо участвовать в олимпиаде по иностранному языку, то обратите их внимание на следующие стратегии выполнения заданий раздела “Письмо”.
При тренировке и выполнении задания по написанию личного письма необходимо:
прежде всего, внимательно прочитать не только инструкции по выполнению задания, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на иностранном языке), где нужно выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
составить разные типы вопросов для запроса информации;
во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;
в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;
в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, подписать письмо и проверить соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);
При тренировке написания сочинения на иностранном языке (письменного высказывания с элементами рассуждения) стратегии следующие:
во введении перефразировать тему/проблему, данную в задании, не повторяя ее дословно;
введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему; в основной части должно быть как минимум два абзаца, приблизительно одинаковых по размеру. Общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
особое внимание уделять средствам логической связи текста как внутри предложений, так и между предложениями;
важно следовать предложенному плану.
В связи с этим при обучении письму уделяйте внимание выполнению следующих упражнений на развитие коммуникативной письменной речи учащихся:
согласитесь или опровергните данные высказывания;
перепишите предложения в косвенной речи (подобные задания часто предлагаются в учебных пособиях для развития навыка стилистического перефразирования);
напишите к каждой картинке предложение с просьбой или предложите что-нибудь;
дайте совет, выразите свою мысль в одном предложении.
Дискурсивные задания:
допишите письмо/рассказ/статью;
напишите о своем друге/знакомом (иногда дается образец);
переставьте абзацы местами, чтобы получился связный текст (в зарубежных пособиях такой тип задания предлагается именно для развития письменной дискурсивной компетенции).
Чтобы сделать процесс обучения письму и письменной речи максимально эффективным, интересным и познавательным для учащихся рекомендуем следующее:
Обращайте внимание учащихся на сам процесс письма, предоставляя им возможность “мозгового штурма”, планирования, проверки письменного задания (учащимся необходимо распределить время, чтобы осталось на проверку сделанной работы). Если вы хотите задать письменную работу на дом, обсудите ее этапы в классе, чтобы у учащихся было полное представление о том, что от них требуется.
Обязательно напомните учащимся, что важно соблюдать требуемый объем письма или сочинения. Научите их правилам подсчета слов (одно слово отделено от другого пробелом; если слова написаны через дефис или апостроф, то это считается как одно слово). Требование к учащимся соблюдать заданный объем не является чисто формальным, оно прямо связано с содержанием письменного высказывания и в конечном итоге с выполнением коммуникативной задачи. Анализ письменных работ показывает, что при объеме личного письма менее 90 слов, письменного высказывания – менее 180 слов коммуникативная задача не может быть выполнена. Недостаточный объем письменной работы – это показатель низкого уровня владения языком, ограниченности лексического запаса и несформированности языковых навыков. Превышение объема, с другой стороны, показывает неумение учащегося вдуматься в поставленную перед ним коммуникативную задачу, отобрать действительно важный для ее выполнения содержательный материал и четко сформулировать свои мысли. Часто превышение объема работы вызвано тем, что ученик старается вставить в свою работу выученные наизусть отрывки из пресловутых “топиков”, что ведет к уходу от темы, а иногда – к ее полной подмене.
В классной работе делайте акцент на письменное описание картинок (учащиеся описывают картинки индивидуально, а затем в парах сравнивают результаты) – они помогают активизировать имеющийся словарный запас.
Выбирайте те темы для заданий, которые соответствуют возрасту и уровню развития учащихся.
Будьте готовы к тому, что в классе могут быть учащиеся с разным уровнем владения языком. Всегда имейте в запасе дополнительные задания повышенной сложности для “продвинутых” учащихся.
В процессе подготовки к письменному заданию (например: написание открытки другу, родителям или преподавателю) обращайте внимание учащихся на то, кто является их целевой аудиторией, чтобы они могли выбрать соответствующий стиль письма.
При работе с письмом как с процессом старайтесь оценивать не столько грамматическую корректность, сколько само содержание, идею, которую можно впоследствии развить.
Поощряйте использование сложных лексических и грамматических структур.
Обращайте внимание учащихся на необходимость оставить время, чтобы перечитать и самостоятельно проверить написанную работу.
Старайтесь использовать больше ТСО (видео, подкасты, блоги и т. д.), чтобы сделать процесс обучения более интересным и захватывающим.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.