2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
Учитель: __________________________________________________
Тема урока: _______________________________________________
Класс: ____________________________________________________
Тип урока: ________________________________________________
Выделите в таблице вариант, соответствующий анализируемому уроку, дополните при необходимости:
I. Вводный этап. Организационный момент | |
Целевая установка урока: | четкая/ не четкая /отсутствует; сообщение ученикам целей урока: да/ нет. |
Формулировка темы | понятна ученикам / нет четкости / не озвучена. |
Фонетическая/речевая разминка: | Проведена / не проведена; соответствует уровню подготовки обучающихся / нет (примитивна/ трудная). |
II. Основной этап | |
Повторение (актуализация знаний), разнообразие и целесообразность видов работы на уроке: | по теме урока (да / нет), творческий характер упражнений (да / нет), учет индивидуальных особенностей обучающихся (да / нет), упражнения разнообразны/ однотипны. |
Домашнее задание:
| проверялось на уроке (да / нет), контролировалось в ходе работы над новым учебным материалом (да / нет).
|
Случаи невыполнения задания:
| фиксировались (да / нет), до начала / во время его проверки, комментировались учителем (да / нет); выполнили домашнее задание все / не все;
|
Ошибки и возникшие трудности: | велся (да / нет) учет трудностей при выполнении домашнего задания, обобщались (да / нет) типичные ошибки, указывалась их причина (да / нет), способ их преодоления эффективный / нет. |
Введение нового материала | в форме ________________. |
Используется
| индуктивный / дедуктивный способ, доска / ТСО / материал учебника / презентации/ дополнительный материал _______________. |
Семантизация с помощью Способ семантизации соответствует: | истолкования / определения / комментариев / перевода/ контекста / ситуации. ступени обучения (да / нет), трудности вводимого материала (да / нет), целей его усвоения (активное / пассивное) (да / нет). |
Усвоение нового языкового материала осуществляется:
| в языковых / условно-речевых / речевых упражнениях, в различных видах речевой деятельности: чтение/ аудирование/ письмо/ говорение (монолог/диалог). Рациональное /нет соотношение разных типов упражнений устных / письменных, с использованием ТСО / изобразительной наглядности. |
На уроке использованы виды речевой деятельности: | все/ несколько – чтение/ аудирование/ письмо/ говорение (монолог / диалог). |
При аудировании – перед прослушиванием проведено: | снятие языковых трудностей (да / нет), формирование языковой догадки (да/нет), антиципация (да/нет), постановка целевого задания (да/нет), стимулирование интереса к восприятию (да/нет). |
Во время прослушивания
| использован аутентичный / неаутентичный материал, речь носителя языка / иностранца / русского / учителя. Прослушивание осуществлялось 1 / 2 / 3 /___ раз(а). Зрительная наглядность и языковые опоры использовались (да/нет). Ученики поняли текст (да/нет), комментировали его (да/нет). |
При говорении использовались:
| речевые ситуации/ диалог-образец/ текст (устный, письменный)/ картинки / ТСО; построение диалогических/монологических высказываний в парах / группах / фронтально перед классом. |
В обучении чтению решались задачи: | формирование навыков техники чтения / умений понимать прочитанное; использование текста как основы для развития навыков аудирования/ говорения (монолог/ диалог)/ перевода/ другое __________________. |
Задания/ упражнения использовались | на предтекстовом / текстовом / послетекстовом этапах. |
Контроль понимания: | с помощью приемов – вопросы/ тест/ тезисы/ изложение/ пересказ/другое. |
При письме использовались приемы и задания:
| формирование графических навыков, обучение орфографии, формирование навыков выражения мысли в письменной форме, формирование навыков понимания причинно- следственной связи. |
III. Заключительный этап | |
Подведение итогов, оценка каждого ученика: | неофициальная беседа с учениками (да / нет), ответы на их вопросы (да / нет), оценки выставлены (да / нет). |
Самооценка учащихся (рефлексия): | проведена (да / нет) в форме ________. |
Домашнее задание:
| дано заблаговременно (да / нет), соответствует теме урока (да / нет), понимание задания проконтролировано (да / нет), даны рекомендации к его выполнению (да / нет). |
В домашнее задание включены | виды речевой деятельности: чтение / письмо / аудирование / говорение. |
Общая характеристика урока | |
В течение урока используются | вопросно-ответная работа / выполнение упражнений / заданий / тестирование. |
Основные формы работы на уроке: | фронтальная/ групповая/ парная / индивидуальная; ученик–учитель /ученик–книга/ ученик–аудио/ ученик–видео/ учитель–изображение/ ученик–реалии страны изучаемого языка/ ученик-ученик; их соотношение методически целесообразно (да / нет). Заняты все/ большинство/ половина/меньше половины. |
Самостоятельная работа учеников | организована (да / нет) в форме работы с учебником / текстом / словарем / другое ______________. |
Её место в структуре урока | в начале / середине / конце урока, по теме урока да / нет, органично включена в урок (да / нет). |
Хронометраж времени: | преобладает время говорения учителя/ обучающихся; преобладает говорение на родном / иностранном языке.Темп урока: высокий / средний / низкий. |
Воспитательная ценность урока:
| организационная четкость: да / нет; интерес обучающихся к уроку: да / нет; оценка работы обучающихся: справедлива / нет, мотивирована /нет; внимание учителя к примерам, приводимым обучающимися (да / нет); комфортная психологическая атмосфера (да / нет); дисциплина нарушалась / нет. |
Структурная четкость урока:
| соответствие цели урока (да / нет);разнообразие видов работы: большое / небольшое / отсутствует; целесообразность отдельных этапов: оправданы все / не все. |
Готовность кабинета иностранного языка | подготовлен к занятию / нет; имеются материалы аудитивные, визуальные, другие ________. Учащиеся подготовили к занятию свои рабочие места (да/ нет). |
Коммуникативная характеристика учителя и класса | |
Учитель как педагог:
| держится уверенно / нет; энергичен / вял; внимателен / отвлекается; мягок / строг, серьезен / весел, уважителен / авторитарен, дружелюбен / отстранен; успешно решает конфликтные ситуации / нет; ошибки – исправляет сам / побуждает учеников. |
Речь учителя
| выразительна / монотонна, стилистически корректна / нет; языковые ошибки отсутствуют / присутствуют. |
Ученики
| стремятся пользоваться изучаемым языком (да / нет), боятся допустить ошибку (да / нет); охотно /нет выполняют учебные задания; являются инициаторами общения с учителем / одноклассниками (часто / редко). |
Выводы: ____________________________________________________________________________________________________________________
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.