logo
Последний Оригинал

1.3. Ранняя юность – старшая школа

Завершающий возрастной этап школьников – возраст ранней юности (15–18 лет), старшая школа (9–11 класс). В этот период старшеклассники начинают строить жизненные планы и сознательно выбирают те предметы в обучении, которые им кажутся “полезными” для будущего образования и будущей профессии. Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:

Особенно остро переживают учащиеся 9–11 классов страх неудачи, неуспешности (на уроке, на экзамене). Поэтому их отторжение каких-либо заданий, просьб взрослых чаще всего определяется страхом показать свою некомпетентность, выглядеть неудачником в глазах учителя и сверстников. В то же время, старшеклассники могут проявлять характер, волю и настойчивость в достижении тех целей, которые они понимают и принимают для себя. Мотивация к учебе может быть построена на желании доказать себе и другим, что “я могу”. Считается, что к пятнадцати–шестнадцати годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжении раннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. В старших классах продолжается развитие абстрактно-логического мышления. Задания на ассоциацию, на воображение, как правило, имеют у ребят большой успех. В учебных работах проявляются творчество и самостоятельность. Это позволяет выстраивать урок как диалог, как дискуссию, как рефлексивное переживание. Юношеский возраст отличается противоречивостью: с одной стороны, старшеклассники стремятся к общению (быть значимым, быть востребованным), с другой стороны – они всячески защищают свою “автономию” (собственные ценности, свою индивидуальность, свои привязанности и т. д.).

Учитывайте все эти противоречия в выстраивании групповой работы на уроке, работы в парах постоянного или сменного состава, во время проведения проблемных уроков или уроков–театрали­заций, поскольку внутренние отношения старшеклассников внутри коллектива всегда будут влиять на качество выполнения задания и усвоение материала урока.

Возрастная периодизация развития школьника не является единственным “психологическим инструментом” в помощь практиканту на уроке. Она не приводит к готовым рецептам поведения, но несомненно служит связующим звеном в общем понимании дидактических процессов на каждой ступени школьного обучения.