3.2. Анализ урока учителя/практиканта
Анализ урока выступает как метод изучения педагогического процесса и способствует формированию умений планирования и проведения урока, поскольку в ходе анализа выявляются как неточности в планировании, недочеты и ошибки в реализации плана урока, так и положительные моменты, которые обеспечили эффективность урока. Анализируя урок, Вы учитесь самостоятельно и творчески решать методические задачи, учитывая при этом уровень языковой подготовки учащихся.
Напомним некоторые подходы, применяемые к классификации типов уроков по иностранному языку1.
1. По направленности урока на формирование речевых навыков или развитие речевых умений выделяются три типа уроков:
урок формирования речевых навыков,
урок совершенствования речевых навыков,
урок развития речевых умений.
В рамках каждого типа уроков выделяются разные виды в зависимости:
от характера формируемого навыка (фонетический, лексический, грамматический);
от формы речи (монологическая, диалогическая);
от характера урока (объяснение нового материала, его закрепление, дискуссия, киноурок и др.).
Эта типология уроков строится на концепции поэтапного формирования видов речевой деятельности (РД) как способов овладения иностранным языком.
2. Наличие двух видов деятельности (познавательно-коммуникативной и собственно коммуникативной) дает основание выделять два типа уроков:
уроки, направленные на овладение речью как способом формирования и формулирования мыслей;
уроки развития коммуникативной деятельности в разных видах и формах её проявления.
Обобщая всё выше сказанное, в современной методике получили применение три типа уроков:
Уроки, направленные на овладение элементами системы языка на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях. Результатом является приобретение знаний о системе языка.
Уроки, направленные на овладение навыками общения. Цель таких уроков – развитие речевых умений в разных видах деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. Здесь можно выделить овладение рецептивными видами РД (уроки аудирования, письма и письменной речи, устного и письменного перевода с иностранного языка на родной) и продуктивными видами РД (уроки говорения, чтения, устного и письменного перевода с родного языка на иностранный).
Комбинированные уроки, направленные на взаимосвязанное овладение знаниями, навыками и умениями в рамках одного урока.
Для анализа урока разработаны многочисленные схемы, которые позволяют оценить деятельность преподавателя на уроке (личные качества учителя, подготовку к уроку, деятельность на уроке) в баллах. Схема анализа деятельности учителя на уроке, предлагаемая А. Н. Щукиным1, приведена в Приложении 2.1. Однако в период педагогической практики анализ урока учителя, а также анализ урока практиканта используются как средство обучения студентов педагогическому мастерству. Процедура анализа урока включает оценку следующих параметров: цель урока и её реализация, характеристика учебной группы (класса), контакт преподавателя с учениками, речь преподавателя на уроке, речь учащихся на уроке, формы контроля и их эффективность.
Используя схему анализа урока учителя/практиканта, представленную в Приложении 2.1, в итоговом анализе урока необходимо отразить следующее:
Определить тип урока.
Выделить этапы урока, определить задачу и содержание каждого из них, отразить их взаимосвязь, указать, как организационно учитель осуществляет переход от одного этапа к другому; определить время, затраченное на каждый этап.
Выделить новый языковой материал урока, формы его организации.
Проследить, как учитель организует работу по овладению новым фонетическим, лексическим, грамматическим материалом.
Назвать способы закрепления и активизации в речи учащихся фонетического, лексического и грамматического материала. Определить, какие способы стимулирования, поощрения, порицания использует учитель.
Назвать виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо), развиваемые на уроке, и обосновать их соотношение, учитывая при этом цель урока и его тип.
Проследить, как учитель учитывает возрастные1и индивидуальные особенности учащихся, как устанавливает контакт с классом, поддерживает внимание, дисциплину и интерес.
Определить, как сочетаются групповые, коллективные и индивидуальные формы работы на уроке.
Назвать типичные фонетические, лексические и грамматические ошибки учащихся, допущенные ими на уроке, а также способы исправления ошибок учащихся в различных видах речевой деятельности; виды и приёмы контроля, используемые учителем2.
Охарактеризовать речь учителя на иностранном языке: темп, правильность, выразительность и действенность, доступность учащимся; определить соотношение речи учителя и учащихся по времени. Определить соотношение времени говорения учителя на родном и иностранном языке.
Отметить применение технических средств обучения (ТСО), их целевое назначение, виды упражнений, выполняемых с их помощью.
Использовалось ли слуховые и зрительно-слуховые средства для обучения аудированию, на каком этапе и для чего? Какой вид аудирования осуществлялся на уроке, характер материала для аудирования (аутентичность материала, соответствие теме и целям урока, уровню знаний учащихся, их возрастным особенностям)3?
Использовалось ли говорение как вид речевой деятельности для обучения произношению, лексике, грамматике? Какие приёмы использовались для этого? Было ли проведено повторение лексического и грамматического материала, необходимого для выполнения задания в говорении? Умения в каком виде высказывания (монолог и/или диалог) формировались?1
На каком этапе урока и с какой целью использовалось чтение? Какой вид чтения осуществлялся на уроке: характер материала для чтения (аутентичность материала, соответствие теме и целям урока, уровню знаний учащихся, их возрастным особенностям)?2
Велось ли обучение письму; как, с помощью каких приёмов? В какой мере использовался принцип учёта родного языка? К какому виду письменного высказывания проводилась подготовка учащихся на уроке?3
Определить воспитательную ценность материала и приёмов, используемых на уроке. (Например, огромным воспитательным потенциалом обладают тексты страноведческого или краеведческого характера. Большую воспитательную ценность представляют тексты о проблемах защиты окружающей среды.)
Оценить, используя шкалу в Приложении 2.1., такие качества учителя, как педагогический такт, авторитет, организованность, наблюдательность, справедливость в требованиях и объективность в оценках; определить воспитательное значение аргументирования выставленных учителем оценок.
При анализе урока практиканта обратите внимание на следующее:
наличие плана-конспекта урока;
четкость в определении цели урока;
соотношение планируемых видов деятельности на уроке;
распределение времени между отдельными этапами урока, между длительностью речи учителя и речи учеников;
корректное использование иностранного языка и темп речи.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.