4.2. Формирование лексических навыков
Лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т. е. для называния. Можно сказать, что лексика это совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:
1) слова;
2) устойчивые словосочетания;
3) клишированные обороты (выражения).
К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (включая семантизацию), первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.
Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики, должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в аудировании, говорении, чтении и письме. Характер первичного закрепления зависит от этапа обучения. На начальном этапе первичное закрепление может носить игровой характер. Выполнение упражнений из учебника также не должно носить формальный характер. Проявляйте творчество, максимально используя наглядность –карточки, рисунки, цветные мелки, языковые игры и др. На продвинутых этапах работа начинает носить более сложный и разнообразный характер. К подготовительным и речевым упражнениям добавляются коммуникативные и ролевые игры, увеличивается объем рецептивной лексики.
Далее приведены некоторые способы семантизации лексического материала, которые следует учитывать при подготовке упражнений.
Введение существительных путем демонстрации обозначаемых предметов или их изображений на картинке.
Введение глагола с помощью иллюстративных движений или действий, мимики и т. п.
Введение прилагательных путем показа различных предметов или их изображений, имеющих ярко выраженное качество (цвет, размер, форму и т. д.).
Введение числительных с использованием картинок с различным числом предметов, а также часов, календаря, расписания.
Введение местоимений с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения), с использованием положения различных предметов в помещении, соответствующих картинок.
Введение предлогов с использованием соотнесения предметов в классе, специальных рисунков, на которых предметы располагаются по-разному.
Введение собирательных слов с помощью слов с конкретным значениями (например, огурцы, помидоры – овощи).
Введение лингвострановедческих лексических единиц с помощью описания, толкования реалий, использования соответствующих наглядных материалов (фотографий).
Введение новых слов на основе уже известных (сложные слова) посредством выполнения необходимых языковых операций, анализа и объяснения.
При отборе языкового и речевого материала учитывайте:
количество отобранных языковых единиц для одного урока: в младших классах не более 6–7 лексических единиц, в старших классах не более 10–12 единиц;
речевую направленность отобранного языкового материала;
соответствие требованиям аутентичности;
языковые трудности при введении и автоматизации нового материала;
социокультурную направленность методического обеспечения урока;
связь нового материала с пройденным.
Формирование лексических навыков реализуется при помощи упражнений, закрепляющих значение новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:
запоминание слова, его значения в единстве с произносительной и грамматической формой;
формирование сочетаний слов смыслового характера.
Например, можно дать следующие упражнения:
Назвать изображенные на картинке предметы.
Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации (теме).
Исключить из ряда слов то слово, которое не соответствует данной ситуации (теме).
Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.
Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны отдельным списком или приводятся учащимися по памяти.
Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.
Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.
Поставить вопрос к высказыванию (в вопросе предполагается употребление нового слова).
Ответить на вопрос, употребив новое слово.
Применение учащимися изученного лексического материала требует использования новых слов в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимания текста при аудировании или понимания новых слов при чтении текста.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.