logo
Последний Оригинал

4.2. Формирование лексических навыков

Лексика – это живая материя языка. Она служит для предметного содержания мысли, т. е. для называния. Можно сказать, что лексика это совокупность слов и сходных с ними по функциям объединений, образующих определённую систему. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые лексические объединения (семантические поля, группы, синонимические и паронимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда). Лексика состоит из лексических единиц, которые могут быть цельными (или нерасчленёнными) и раздельными (или расчленёнными). Лексическими единицами могут быть:

1) слова;

2) устойчивые словосочетания;

3) клишированные обороты (выражения).

К основным этапам работы над лексикой относятся: ознакомление с новым материалом (включая семантизацию), первичное закрепление, развитие навыков и умений использования лексики в разных формах устного и письменного общения.

Упражнения, обеспечивающие первичное закрепление лексики, должны входить в общую систему упражнений, предназначенных для развития умений и навыков использования лексического материала в аудировании, говорении, чтении и письме. Характер первичного закрепления зависит от этапа обучения. На начальном этапе первичное закрепление может носить игровой характер. Выполнение упражнений из учебника также не должно носить формальный характер. Проявляйте творчество, максимально используя наглядность –карточки, рисунки, цветные мелки, языковые игры и др. На продвинутых этапах работа начинает носить более сложный и разнообразный характер. К подготовительным и речевым упражнениям добавляются коммуникативные и ролевые игры, увеличивается объем рецептивной лексики.

Далее приведены некоторые способы семантизации лексического материала, которые следует учитывать при подготовке упражнений.

При отборе языкового и речевого материала учитывайте:

Формирование лексических навыков реализуется при помощи упражнений, закрепляющих значение новых слов и словосочетаний, образованных на основе смысловой совместимости. Все лексические упражнения делятся в соответствии с этим на две категории, направленные на:

  1. запоминание слова, его значения в единстве с произносительной и грамматической формой;

  2. формирование сочетаний слов смыслового характера.

Например, можно дать следующие упражнения:

Применение учащимися изученного лексического материала требует использования новых слов в высказываниях, в диалогической и монологической форме, понимания текста при аудировании или понимания новых слов при чтении текста.