logo
Последний Оригинал

2.1. Организация пространства

Как театр начинается с вешалки, так и организация урока начинается прежде всего с организации пространства, а именно, с расстановки рабочих мест учителя и учеников, а точнее, ориентации учеников и учителя относительно друг друга, доски, наглядных и технических средств обучения следующим образом:

  1. Каждый из учеников должен находиться на равном удалении от учителя, и между ними не должно быть “преград”, препятствующих зрительному контакту, – каждый ученик должен хорошо видеть Вас, а Вы – его.

  2. Каждый из учеников должен хорошо видеть доску и другие наглядные средства обучения. Обычно все ученики сидят лицом к доске, которая находится позади учителя, и на которой размещаются наглядные пособия.

  3. Устройство воспроизведения звука также должно располагаться на равном удалении от всех учеников, чтобы каждый из них был в равных условиях. Поставьте его рядом с доской, чтобы у Вас все было под рукой.

  4. Обеспечьте возможность объединить учеников для работы в парах или малых группах, а себе – возможность контролировать эту работу.

Во многих школах языковые классы уже оборудованы соответствующим образом, в некоторых у Вас не будет возможности что-либо менять. Но если будет такая возможность, постарайтесь разместить парты учеников полукругом вокруг учителя, находящегося в центре. Такое расположение позволяет каждому ученику видеть не только учителя, но и друг друга, что облегчает организацию их взаимодействия друг с другом, активнее вовлекает их в учебный процесс. Во время урока не «прячьтесь» за компьютер и даже за учительский стол – чем доступнее Вы будете для учеников, тем легче будет Вам их контролировать, а им – усваивать материал. Дело в том, что наличие “барьеров” между учителем и учениками не только приводит к сбоям в коммуникации, когда один из собеседников элементарно не расслышал или не разглядел другого, но вызывает у учеников сомнение в профессионализме учителя, что ведет к недоверию, которое препятствует учебному процессу. Поэтому, даже если Вам не удастся поменять расположение учеников в классе, не стесняйтесь двигаться по классу, подходя к каждому из них.