2.1. Организация пространства
Как театр начинается с вешалки, так и организация урока начинается прежде всего с организации пространства, а именно, с расстановки рабочих мест учителя и учеников, а точнее, ориентации учеников и учителя относительно друг друга, доски, наглядных и технических средств обучения следующим образом:
Каждый из учеников должен находиться на равном удалении от учителя, и между ними не должно быть “преград”, препятствующих зрительному контакту, – каждый ученик должен хорошо видеть Вас, а Вы – его.
Каждый из учеников должен хорошо видеть доску и другие наглядные средства обучения. Обычно все ученики сидят лицом к доске, которая находится позади учителя, и на которой размещаются наглядные пособия.
Устройство воспроизведения звука также должно располагаться на равном удалении от всех учеников, чтобы каждый из них был в равных условиях. Поставьте его рядом с доской, чтобы у Вас все было под рукой.
Обеспечьте возможность объединить учеников для работы в парах или малых группах, а себе – возможность контролировать эту работу.
Во многих школах языковые классы уже оборудованы соответствующим образом, в некоторых у Вас не будет возможности что-либо менять. Но если будет такая возможность, постарайтесь разместить парты учеников полукругом вокруг учителя, находящегося в центре. Такое расположение позволяет каждому ученику видеть не только учителя, но и друг друга, что облегчает организацию их взаимодействия друг с другом, активнее вовлекает их в учебный процесс. Во время урока не «прячьтесь» за компьютер и даже за учительский стол – чем доступнее Вы будете для учеников, тем легче будет Вам их контролировать, а им – усваивать материал. Дело в том, что наличие “барьеров” между учителем и учениками не только приводит к сбоям в коммуникации, когда один из собеседников элементарно не расслышал или не разглядел другого, но вызывает у учеников сомнение в профессионализме учителя, что ведет к недоверию, которое препятствует учебному процессу. Поэтому, даже если Вам не удастся поменять расположение учеников в классе, не стесняйтесь двигаться по классу, подходя к каждому из них.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.