Введение
Педагогическая практика является важной составной частью подготовки студентов университета к преподавательской деятельности, которая призвана обеспечить формирование профессионально-педагогических умений и навыков в проведении учебно-воспитательной и внеклассной работы со школьниками.
Основные цели педагогической практики:
обеспечение адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях школы, гимназии, лицея, т. е. приобретение практических навыков, необходимых для работы учителя иностранного языка, в том числе навыков воспитательной работы с детьми;
углубление теоретических знаний по психолого-педаго- гическому курсу;
обучение студентов всестороннему использованию полученных в университете знаний по циклу психолого-педагогических дисциплин, а также по фундаментальным дисциплинам с учетом возрастных особенностей обучаемых;
формирование профессионально-педагогических умений и навыков по организации учебной и воспитательной работы;
развитие у студентов интереса к педагогической работе.
Общая продолжительность педагогической практики по иностранному языку на 4 курсе составляет четыре недели. Практика состоит из пассивного и активного этапов.
Пассивная практика исчисляется 32 часами, из которых:
2 часа – установочная лекция методиста и заключительное собрание,
15 часов1– посещение уроков опытного педагога,
15 часов2– посещение уроков, проводимых коллегами-студен- тами.
Во время пассивной практики студенты ведут дневник практики – документ, в котором фиксируются дата и время посещения уроков учителей и практикантов, а также анализ этих уроков (в процессе пассивного этапа важным моментом является анализ работы опытных преподавателей, а также анализ проведения уроков другими практикантами)3.
Таким образом, первая неделя педагогической практики предполагает только знакомство с классом/классами, где будет работать студент-практикант, и посещение уроков по иностранному языку.
Во время активной практики студенты самостоятельно проводят семь уроков в соответствии со школьной программой, из которых один – внеклассный урок, самостоятельно подготовленный студентом на аутентичном материале (т. е. с использованием фильма, песни, книги, газетной или интернет статьи и т. п.), проводимый под контролем учителя4. Планирование студентами “активных” уроков обязательно контролируется опытным учителем-куратором, который затем присутствует на каждом уроке и оценивает работу студента. Каждый урок сопровождается оценкой студентом своей работы, определением успешности достижения поставленных целей – в план урока вносятся как цели, направленные на обучение школьников (развитие тех или иных коммуникативных навыков, обучение тем или иным языковым единицам с четким указанием каких именно), так и цели, поставленные практикантом перед собой (освоение приемов парной/ групповой работы, использование технических средств обучения (далее ТСО), работа над ошибками и т. п.)1. Присутствующие на уроке студенты обязательно комментируют успехи своих коллег-практикантов, ведущих урок. Итоги урока подводятся в формате рефлексивных методик: письменное резюме практиканта по итогам урока; “ребрифинг” (анализ в команде по схеме: вопрос-ответ) с участием коллег, наблюдавших за уроком; беседа с учителем-куратором и т. д. Для тех, кто присутствует на уроке и анализирует его, – это пассивная практика, для тех, кто ведет его – активная.
Первые уроки возможно делить между 2-мя студентами по 20 мин каждый, т. е. студенты ведут урок по очереди. После обретения уверенности каждый студент должен самостоятельно проводить 40–45 минутный урок.
В процессе подготовки урока практиканту необходимо сформулировать психологическую цель, отражающую атмосферу доверия, психологического комфорта, взаимоуважения всех участников учебного процесса. Помимо общего образовательного результата (общего для всей группы или класса) современный стандарт требует выявления личностного результата ученика. Поэтому одно из положений психологической подготовки практиканта касается умения “увидеть” индивидуальность ребенка, понять особенности восприятия материала (когнитивный аспект личности) и наметить возможные положительные результаты каждого учащегося в процессе изучения языка.
Изучение индивидуальности учащегося можно начать с составления его психолого-педагогической характеристики. В Приложении 7 данного пособия содержится структура психолого-педагогической характеристики и один из вариантов диагностики (анкета) характера познавательной деятельности учащихся. С помощью этих материалов студент практикуется в формировании исследовательской и диагностической компетенций, способствующих психолого-педагогической подготовке учителя. В том же приложении приводится вариант анкеты по выяснению направления профессионального самоопределения старших школьников. Поскольку работа по профориентации становится все более важным компонентом педагогической деятельности в школе, данный инструмент может помочь в педагогической диагностике по профориентации школьников.
В процессе практики студент может, воспользовавшись материалами приложения, выбрать одного учащегося (любого возраста) для индивидуального наблюдения и составления психолого-педагогической характеристики или провести анкетирование по профориентации в старшем классе, для того чтобы отработать навык педагогической диагностики на массиве анкет1. Работу по составлению характеристик и анкетированию учащихся необходимо отразить в дневнике практики в свободной форме изложения: что было проведено, в какие сроки, каков возраст учащихся.
Непосредственно материалы самостоятельной работы практикантов: характеристики, анкеты по окончании практики представляются для проверки и оценивания куратору психологической составляющей практики на кафедру непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента. Оценивание работы студента по разделу психолого-педагогическое сопровождение является частью оценивания всей практики.
Оценка за проведенный урок выставляется в план урока2и в дневник практики3и сопровождается комментариями и замечаниями. На зачетном уроке обязательно присутствие как учителя, так и куратора от университета.
Очевидно, что деление на активный и пассивный этапы условно. Студенты начинают проводить занятия уже на второй неделе сентября, продолжая посещать уроки опытных преподавателей и своих коллег.
По результатам уроков выставляется итоговая оценка за практику. При выставлении итоговой оценки учитывается прогресс студента за время прохождения практики, его реакция на комментарии учителя-методиста. Практика завершается собранием в школе, на котором подводятся итоги совместной работы.
По окончании практики университетскому руководителю сдается:
– ведомость из школы, в которой указывается фактическое число активных и пассивных уроков в академических часах, тема внеклассного мероприятия, подготовленного студентом, и итоговая оценка;
– планы проведенных уроков с оценками и комментариями учителя, а также собственными комментариями успешности урока;
– дневник практики с анализом уроков, посещенных за время практики.
Практика завершается дифференцированным зачетом на факультете.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.