1.1. Школьное детство – начальная школа
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы учебной деятельности: познавательный интерес, аналитические действия, элементы обобщающей деятельности, активность в освоении и усвоении информации.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго (после 3-х лет) физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного психологического возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год, полтора.
К особенностям познавательных процессов относится внимание. Первоклассники легко отвлекаются, поскольку у них преобладает непроизвольное внимание. К середине второго класса и далее дети уже обладают способностью концентрировать произвольное внимание и удерживать его на протяжении основной части урока. В младшей школе есть сложности с распределением внимания (сначала всего на 2–3 объекта). В этом возрасте дети отличаются слабым внутренним вниманием. Поэтому им трудно самим анализировать свою деятельность и свои ошибки. Приводите больше ярких примеров успешной и неуспешной деятельности, чтобы помочь малышам обнаруживать ошибки в упражнениях. Этот возраст отличается восприятием предметов и объектов прежде всего по внешним признакам. Ученики скорее замечают различия, чем сходство.
Процесс мышления младших школьников предполагает, что учебная деятельность будет опираться больше всего на нагляднодейственные методы объяснения и изучения материала. Во 2–3 классах у школьников уже хорошо развита произвольная память. При этом словесная информация лучше запоминается, чем наглядная. В 3–4 классах школьники достаточно хорошо могут анализировать и оценивать не только учебные действия других детей, но и свои собственные.
Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к действительности;
ориентация на группу сверстников;
навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
адекватная самооценка, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
социальные нормы, нравственное развитие.
В начальной школе с развитием письма и других видов учебной деятельности выявляются некоторые личностные особенности детей, влияющие на процесс их обучения. Актуальной проблемой сегодня становится правильная учительская позиция по поводу леворуких детей, которых сегодня немало в современной школе.
Работая в классе, где учатся леворукие дети, учитывайте следующее:
Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более, не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать “как все” правой рукой. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей.
Насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность, это приводит к стрессам и психическим травмам ребенка.
На уроке могут наблюдаться следующие особенности в деятельности леворукого ребенка:
сниженная способность зрительно-двигательной координации–дети плохо справляются с задачами на срисовывании графических изображений, особенно их последовательности; с трудом удерживают строчку при письме, чтении; как правило, имеют плохой почерк;
недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности при анализе пространственных соотношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зеркальность письма; пропуск и перестановка букв при письме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т–н, м–л, н–к, и–н); ошибки при определении правой и левой сторон, при определении расположения предметов в пространстве (под–над, на–за и т. п.);
особая стратегия переработки информации, аналитический стиль познания: для левшей характерна поэлементная работа с материалом, раскладывание его “по полочкам”, на основании такого подробного анализа строится целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необходима более длительная поэтапная проработка материала;
слабость внимания, трудности переключения и концентрации;
речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.
Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость1. Работая в классе, где есть такие дети, помните об этих особенностях и будьте максимально тактичными в оценивании деятельности детей и выставлении им отметок.
- Введение
- Глава 1 психолого-педагогическая характеристика школьников
- 1.1. Школьное детство – начальная школа
- 1.2. Подростковый возраст – средняя школа
- 1.3. Ранняя юность – старшая школа
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 2 организация урока иностранного языка
- 2.1. Организация пространства
- 2.2. Организация времени
- 2.3. Организация взаимодействия
- 2.4. Понимание, мотивация, дисциплина
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 3 педагогическая рефлексия и анализ урока
- 3.1. Подготовка к урокам и педагогическая рефлексия
- 3.2. Анализ урока учителя/практиканта
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 4 обучение аспектам иностранного языка
- 4.1. Формирование фонетических навыков
- 4.2. Формирование лексических навыков
- 4.3. Формирование грамматических навыков
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 5 обучение видам речевой деятельности
- 5.1. Обучение аудированию
- Вопросы для закрепления материала
- 5.2. Обучение чтению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.3. Обучение говорению
- Вопросы для закрепления материала
- 5.4. Обучение письму
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 6 исправление ошибок на уроке иностранного языка
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 7 роль родного языка на уроке иностранного
- Вопросы для закрепления материала
- Глава 8 общие рекомендации начинающему педагогу
- Приложение 1 Дневник прохождения педагогической практики (Образец)1
- Приложение 2 Анализ урока
- 2.1. Схема анализа деятельности учителя/практиканта на уроке1
- 2.2 Анализ урока иностранного языка учителя/практиканта
- Приложение 3 План-сценарий внеклассного мероприятия
- Приложение 4 План-конспект урока с методическим обоснованием (Образец)
- 4.1. План-конспект урока на русском языке
- 4.2. План урока на английском языке
- 4.3. План урока на французском языке
- 4.4. План урокананемецкомязыке
- 4.5. План урока на испанском языке
- 4.6. План урока на итальянском языке
- 4.7. План урока на финском языке
- Приложение 5 Глоссарий наиболее употребительных фраз на уроке иностранного языка
- Приложение 6 Шкала уровней владения иностранным языком – Европейский языковой портфель1
- Приложение 7 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
- I. Общие сведения об учащемся
- II. Положение ребенка в коллективе класса
- III. Проявление личностных качеств в поведении
- IV. Отношение к себе. Самооценка
- Литература
- Абрамова г.С. Практикум по возрастной психологии: учеб. Пособие для студ. Вузов. 2-е изд., стереотип. М.:, 1999.
- Содержание
- 199034, С.-Петербург, Университетская наб., 7/9.
- 199061, С.-Петербург, Средний пр., 41.