logo
Последний Оригинал

1.1. Школьное детство – начальная школа

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. В начальной школе у младшего школьника формируются основные элементы учебной деятельности: познавательный интерес, аналитические действия, элементы обобщающей деятельности, активность в освоении и усвоении информации.

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго (после 3-х лет) физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет. В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Фактически в младших классах за одной и той же партой сидят дети разного психологического возраста: в среднем мальчики моложе девочек на год, полтора.

К особенностям познавательных процессов относится внимание. Первоклассники легко отвлекаются, поскольку у них преобладает непроизвольное внимание. К середине второго класса и далее дети уже обладают способностью концентрировать произвольное внимание и удерживать его на протяжении основной части урока. В младшей школе есть сложности с распределением внимания (сначала всего на 2–3 объекта). В этом возрасте дети отличаются слабым внутренним вниманием. Поэтому им трудно самим анализировать свою деятельность и свои ошибки. Приводите больше ярких примеров успешной и неуспешной деятельности, чтобы помочь малышам обнаруживать ошибки в упражнениях. Этот возраст отличается восприятием предметов и объектов прежде всего по внешним признакам. Ученики скорее замечают различия, чем сходство.

Процесс мышления младших школьников предполагает, что учебная деятельность будет опираться больше всего на нагляднодейственные методы объяснения и изучения материала. Во 2–3 классах у школьников уже хорошо развита произвольная память. При этом словесная информация лучше запоминается, чем наглядная. В 3–4 классах школьники достаточно хорошо могут анализировать и оценивать не только учебные действия других детей, но и свои собственные.

Таким образом, центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

В начальной школе с развитием письма и других видов учебной деятельности выявляются некоторые личностные особенности детей, влияющие на процесс их обучения. Актуальной проблемой сегодня становится правильная учительская позиция по поводу леворуких детей, которых сегодня немало в современной школе.

Работая в классе, где учатся леворукие дети, учитывайте следующее:

  1. Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более, не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать “как все” правой рукой. Леворукость — очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

  2. Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей.

  3. Насильственное переучивание является формой давления праворукой среды, подравнивающей под себя леворукого ребенка и игнорирующей его индивидуальность, это приводит к стрессам и психическим травмам ребенка.

На уроке могут наблюдаться следующие особенности в деятельности леворукого ребенка:

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навыками, прежде всего письмом (в меньшей степени чтением), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности. Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражительность, а также сниженная работоспособность и повышенная утомляемость1. Работая в классе, где есть такие дети, помните об этих особенностях и будьте максимально тактичными в оценивании деятельности детей и выставлении им отметок.